Истории

Нестандартный стандарт

Разработчики новой системы обучения - о том, чего не понимают паникеры.

15 февраля завершилось общественное обсуждение проекта нового стандарта старшей школы. Теперь его будут рассматривать специалисты в Министерстве образования и науки РФ.

Если стандарт утвердят, старшеклассники начнут учиться по новым правилам. Но не ранее 2020 года. Время внедрения стандарта рассчитано специально для младших школьников, которые с этого учебного года начали заниматься по новым правилам. К 2020 году они как раз перейдут в разряд старшеклассников.

Это будет первое школьное поколение, воспитанное на новых стандартах.

Без математики, но с физкультурой?

Недоумение общественности вызвал перечень обязательных предметов, опубликованных в стандартах: ОБЖ, «Россия в мире» и физкультура. А где же математика, русский и остальные необходимые любому образованному человеку основы?
Разработчики поясняют: эти предметы тоже являются обязательными!

Все привычные предметы школьной программы объединили в пять групп. Это группа филологических предметов, иностранных языков, общественных наук, математики и информатики и естественные науки. Из каждой области школьник НЕПРЕМЕННО выбирает КАК МИНИМУМ по одному предмету.

То есть, заявленная в стандартах возможность выбора не означает, что школьник может выбрать математику, но обойтись без русского и литературы. Он обязан учить и то, и другое. Выбрать можно лишь уровень углубленного изучения: интегрированный, базовый или профильный.

Школьник, планирующий связать жизнь с точными науками, может выбрать из математической группы предмет «Математика (профильный уровень)» и изучать предмет гораздо глубже среднего школьного уровня. А из группы филологических предметов – «Русская словесность (интегрированный уровень)», который дает знания о русском языке и литературе в необходимом объеме, но в варианте «лайт».

Выдвигались предположения, что за все, кроме пресловутых ОБЖ, «Россия в мире» и физкультуры придется платить.

«Это не соответствует действительности. В новых стандартах бесплатным остается тот же объём учебной нагрузки, что и в прежних», - поясняет Леонид Илюшин, доктор педагогических наук, профессор кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ, эксперт-разработчик ФГОС.

Непростой выбор

Впервые наши школьники столкнутся с возможностью выбора собственного учебного процесса.

Многие сомневаются, что этот выбор может быть обдуманным и ответственным. А что, если к концу школы предпочтения старшеклассника изменятся? Разработчики предвидят подобный вариант, но четкого механизма изменения учебного плана еще нет.

Эксперт согласен: «Старшеклассники действительно делают этот выбор, не очень объективно оценивая свои возможности и интересы. Но, с другой стороны, если их этому не учить, они его и не научатся делать. Неумение же это связано с несколькими факторами: отсутствием "пространства выбора" чего бы то ни было, связанного со школой на более ранних ступенях, неадекватностью оценки своих результатов (и качества процесса самостоятельного учения), чрезмерным влиянием родителей на решения школьника, низким уровнем "открытости" школы, как образовательной системы».

А как у них?

«Одна из самых эффективных моделей обеспечения качества образовательного процесса и образовательных результатов - финская. Именно эта модель позволила Финляндии не стать экономической жертвой развала Советского Союза, с его огромными заказами, обеспечивавшими занятость финской промышленности. Финская школа очень устойчива и мобильна одновременно. Они строили свою систему обеспечения качества в образовании с 50-х годов. Очень многие страны у них учатся.
Венгрия, Германия сделали колоссальный шаг вперёд, за последние 10 лет, после осознания того, что их результаты международного измерения качества PISA, TIMSS неудовлетворительны. К слову, наша динамика в этом вопросе гораздо скромнее.
Одна из самых "жёстких" в плане конкурсного отбора в вузы выпускников средних школ система образования в Европе - французская. Там есть чему поучиться в плане обеспечения осознанности выбора выпускниками своего дальнейшего профессионально-образовательного маршрута»
- рассказывает Леонид Илюшин.

 

 

 

 

 

share
print