Истории

Во что превращаются наши школы

Массовая школа теряет свой смысл как образовательное явление, как школа она отмирает. Это касается не всех школ, но тенденция налицо.

Школа для «галочки»

Зачем ребенку ходить в школу?

Получать знания?

Но их теперь можно добывать из многих иных источников – пресловутого Интернета, многочисленной литературы, телевидения и так далее.

Чтобы научить учиться? Но любой преподаватель вуза подтвердит, что большинство абитуриентов не могут сделать нормальный конспект, не могут самостоятельно выделить главное, не умеют высказывать устно свои мысли.

Значит, учиться этому нужно где-то в другом месте.

Чтобы получить аттестат? Опыт многих семей показывает, что не обязательно ежедневно в течение 10-11 лет ходить в школу, чтобы сдать экзамены и получить аттестат. Можно учиться дома, сдавать экзамены экстерном.

Чтобы поступить в вуз? Но огромное количество старшеклассников ходят к репетиторам, учатся в школе – для «галочки» и аттестата, в вузе на подготовительных курсах – для поступления. И школа даже мешает им, перегружая изучением «не нужных» предметов…

О личностном росте не думают

Зачем еще нужна школа? Чтобы получить профессиональные навыки, научить трудиться. Но сегодня в массе своей школы не дают возможности подросткам получить опыт жизни в реальной экономике, не учат сотрудничеству, не помогают нормально овладеть иностранными языками.

Хождение в школу не поможет выпускнику научиться искать работу, строить карьеру. Многие старшеклассники чувствуют, что уже сами знают и понимают в современной жизни больше своих учителей.

Многие скажут, что школа учит жить в коллективе. Но как педагог я вижу, что сегодня большинство учителей – предметники, для которых важнее подготовить детей к сдаче ЕГЭ, чем заботиться об установлении тех или иных отношений в классе.

Свой коллектив часто проще искать «на стороне» – в кружке, клубе, секции, «тусовке». Массовой школе не так важен и личностный рост ребенка.

Посмотрите на критерии, по которым оценивают школу. Там есть все что угодно, кроме личностного роста детей и учителей. А психологов в школе хронически не хватает.

Академия последипломного образования огласила итоги социологического исследования «Школа глазами родителей».

Было опрошено 500 родителей старшеклассников из 25 школ Петербурга, которых попросили выразить свое отношение к современной школе.

Большинство считают школу ущемляющей свободу ребенка, некоторые награждали ее эпитетами «казарма» и «тюрьма».


Изменений не предвидится

Вот и получается, что из школы уходит вся ее образовательная суть, остается лишь внешняя рамка: стены; закон, обязывающий ее посещать; возможность сдать ребенка в «камеру хранения», пока родители на работе.

И это видят и понимают многие родители. Это заметно по все возрастающей тенденции увода родителями детей из массовых школ.

И мне представляется, что тенденция эта будет только нарастать. Никаких изменений в государственной политике в образовании, которые бы позволили утверждать обратное, не вижу.

share
print