Истории

Законные права мам нарушены

В стране и городе действуют сразу несколько законов, защищающих права маломобильных групп на доступ в подземные переходы и метро.

Начальник Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин в интервью «МР» заявил, что передвижение в подземке мам с колясками противоречит правилам.

Совместно с юристом Екатериной Маевской, работником прокуратуры Московского района и по совместительству - мамой полуторагодовалой дочери, мы рассмотрели несколько нормативных актов, защищающих права маломобильных групп.

С точки зрения закона, нарушителем его является тот, кто до сих пор не оборудовал специальными устройствами подземный транспорт – так, чтобы он был доступен и для инвалидов, и для пожилых граждан, и для малышей в колясках.

Даже минимума не сделано

«Устройства для спуска и подъема по лестницам должны были появиться в метро еще 13 лет назад – когда вступил в силу федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», – говорит Екатерина Маевская. -

– Но ситуация с тех пор, как мы видим, не изменилась. Метро по-прежнему недоступно для инвалидов, а мамы вынуждены рисковать своим здоровьем, поднимая и спуская коляски по входным и переходным лестницам метро».

Понятно, что реконструкция метрополитена – процесс масштабный, длительный и дорогостоящий. И закон говорит, что в случаях, когда какие-то объекты нельзя полностью приспособить для нужд инвалидов, нужно стремиться удовлетворить хотя бы минимальные потребности этих людей.

Однако на сегодняшний день подземка не оснащена даже элементарными устройствами, позволяющими инвалидам и мамам с детьми беспрепятственно пользоваться услугами данного транспорта.

Екатерина подчеркивает: эта ситуация идет вразрез с требованиями статей 38 и 41 Конституции РФ и, безусловно, не должна оставаться без внимания контролирующих и надзирающих органов.

Вместо программы – перечень мероприятий

Наталья Евдокимова, экс-депутат Законодательного собрания, секретарь правозащитного совета Петербурга, была одним из разработчиков программы «Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов на 2001-2005 годы».

Эта программа предусматривала в том числе реконструкцию в метро, которая позволила бы сделать его доступным для всех маломобильных групп.

По словам экс-депутата, программу неоднократно урезали. К власти тогда пришла новая администрация. Губернатор сказала, что лучше вкладывать бюджетные деньги в конкретные проекты.

И в результате от 60 социальных и медико-социальных программ, принятых Собранием, остался только перечень мероприятий. Он утверждается исключительно правительством города.

«Произошла настоящая подмена понятий. Безусловно, программа требовала серьезных бюджетных затрат. Но если Петербург хочет выйти на европейский уровень жизни, мы должны показывать пример внимательного отношения к людям», – говорит Наталья Евдокимова.

По словам Теймураза Чеменава, начальника управления социального обслуживания населения комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга, в ближайшие 2-3 месяца будет подписано постановление правительства о доступной среде на 2008-2011 годы.

На реализацию постановления уже заложены бюджетные средства. Отдельной строкой там будет прописаны изменения в метрополитене. Каких изменений ждать и как действовать мамам, готовым отстаивать свои законные права, читайте в следующем номере.

Законы – на стороне тех, кто в колясках

В стране и городе было принято сразу несколько законов, защищающих права маломобильных групп на доступ в подземные переходы и метро.

Вместе с людьми, везущими детские коляски, к маломобильным группам отнесены инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, старики и т .п.

То есть, как говорится в строительных нормах и правилах, «группы людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве». (СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружении для маломобильных групп населения», утверждены постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. № 73).

1. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны создать условия инвалидам для беспрепятственного пользования всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Об этом говорит статья 15 федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» 24.09.95 № 181-ФЗ.

2. Для инвалидов и маломобильных групп должны быть созданы программы доступной среды жизнедеятельности. Одна из ее задач – оснащение транспортной инфраструктуры средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к ним инвалидов. Закреплено в законе Санкт-Петербурга «О целевой социальной программе СПб «Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов» на 2001-2005 годы» от 6 ноября 2001 года № 726-93.

3. Инвалиды и другие маломобильные группы должны иметь доступ к подземным и наземным переходам, подземным сооружениям и метро.

Соответствующее распоряжение № 1672-ра о реализации нормативных требований, обеспечивающих доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи» было издано администрацией Санкт-Петербурга 7 июля 2003 года.

share
print