Истории

Код «5А01.1» вместо пятерки

Нет ничего относительнее школьных оценок. Это доказал сам автор теории относительности Альберт Эйнштейн, которому школьные двойки никак не помешали получить Нобелевскую премию.

Это доказывают каждый день мои дети – весьма смышленый, но несобранный сын, балансирующий между двойкой и тройкой, и дочка, не без труда, но упрямо претендующая на роль отличницы.

Приходится нелегко. Целуя перед сном дочку, я вынимаю у нее из-под одеяла учебник по русскому и говорю: «Родная, пожалуйста, засыпай спокойно и забудь уже про уроки и про оценки!» И тут же напоминаю сыну, мысли которого в этот момент, как и в любой другой, далеки от учебы, о том, что результат завтрашней контрольной по географии – это вопрос жизни и смерти.

Днем они сообщают мне о своих новых отметках. Но сколько нюансов скрываются за этими цифрами!

«Все хорошо, мам! Получил четверку по английскому», - радостно рапортует старший. Позже оказывается, что это оценка за ничтожную проверочную из пяти слов, которые он выучил утром, жуя на ходу бутерброд. Рядом с четверкой в дневнике две надписи: «Опять не принес тетрадь» и «Систематически не готов к уроку». Что ж тут хорошего?

«Все хорошо, мам… только по чтению поставили четверку, я там напутала кое-что в конце…» - со слезой в голосе сообщает дочка. Со вздохом вспоминаю, как героически она сражалась весь вечер с пересказом пятистраничного текста про каких-то птиц, который я даже прочесть до конца не смогла. Четверку (которую она уже договорилась исправить) сопровождают три пятерки по другим предметам, также добытые честным, тяжким трудом.

В итоге я никогда не знаю, чему мне радоваться больше – выбитым «потом и кровью» пятеркам дочери или случайно сорванным, как ромашки на лугу, редким четверкам сына. И представляю, как сложно приходится учителям, которые вынуждены свести к одной цифре и уровень знаний, и способность усвоить материал, и усердие, и силу характера.

Намедни пришлось с дочкой сидеть на больничном. Были у врача в поликлинике – и тут меня осенило! А может, ввести в школе систему классификации наподобие той, по которой врачи зашифровывают название болезней в документах? Все нюансы, все плюсы, полуплюсы и полутона, замечания и примечания можно было бы вместить в нескольких сотнях кодах.

Например…
«5 A01.1» – «безупречно выполнил все домашние задания, активно работал на уроке»;
«4 B02.3» - «блестяще отвечал, очень старался, пришлось снизить оценку за маленькую неточность, но все равно молодец»;
«3 X25.1» - неплохо отвечал диалог, но в следующий раз получит двойку, если не выучит слова, подчеркнутые жирным шрифтом;
«3 K14.7» - «могла быть пятерка, если бы имел в пенале заточенные карандаши и не устроил мазню в тетради»;
«2 - T78.4» - «в четвертый раз забыл дома тетрадь»;
«2 - T78.5» - «в пятый раз забыл дома тетрадь»;
«2 - T78.6» - «в шестой раз забыл дома тетрадь»;
«2 – R25.2» - рисовал на уроке»;
«2 – S25.2» - «болтал с соседом по парте»;
«2 – P33.4» - «паясничал»… и т. д.

Понятно, что список кодов получится гигантский, но ведь и врачам приходится несладко, а они привыкли. К тому же сейчас везде есть компьютеры, и найти нужный код, как и расшифровать его, можно в два клика, а дневники как раз переходят в «электронный режим».

Вот тогда относительность школьных оценок сменилась бы полной определенностью! И была бы надежда, что «2 – R25.2» по математике не только помешает, а станет плюсом при поступлении в художественный вуз, а к «2 – P33.4» приглядятся в театральном. Четверки вроде «4 B02.3» будут котироваться почти как пятерки… Правда, с систематическими «2 - T78» уже ничего не поделаешь, согласна, люди с такими отметками просто потеряны для общества.

share
print