Нет ничего относительнее школьных оценок. Это доказал сам автор теории относительности Альберт Эйнштейн, которому школьные двойки никак не помешали получить Нобелевскую премию.
Это доказывают каждый день мои дети – весьма смышленый, но несобранный сын, балансирующий между двойкой и тройкой, и дочка, не без труда, но упрямо претендующая на роль отличницы.
Приходится нелегко. Целуя перед сном дочку, я вынимаю у нее из-под одеяла учебник по русскому и говорю: «Родная, пожалуйста, засыпай спокойно и забудь уже про уроки и про оценки!» И тут же напоминаю сыну, мысли которого в этот момент, как и в любой другой, далеки от учебы, о том, что результат завтрашней контрольной по географии – это вопрос жизни и смерти.
Днем они сообщают мне о своих новых отметках. Но сколько нюансов скрываются за этими цифрами!
«Все хорошо, мам! Получил четверку по английскому», - радостно рапортует старший. Позже оказывается, что это оценка за ничтожную проверочную из пяти слов, которые он выучил утром, жуя на ходу бутерброд. Рядом с четверкой в дневнике две надписи: «Опять не принес тетрадь» и «Систематически не готов к уроку». Что ж тут хорошего?
«Все хорошо, мам… только по чтению поставили четверку, я там напутала кое-что в конце…» - со слезой в голосе сообщает дочка. Со вздохом вспоминаю, как героически она сражалась весь вечер с пересказом пятистраничного текста про каких-то птиц, который я даже прочесть до конца не смогла. Четверку (которую она уже договорилась исправить) сопровождают три пятерки по другим предметам, также добытые честным, тяжким трудом.
В итоге я никогда не знаю, чему мне радоваться больше – выбитым «потом и кровью» пятеркам дочери или случайно сорванным, как ромашки на лугу, редким четверкам сына. И представляю, как сложно приходится учителям, которые вынуждены свести к одной цифре и уровень знаний, и способность усвоить материал, и усердие, и силу характера.
Намедни пришлось с дочкой сидеть на больничном. Были у врача в поликлинике – и тут меня осенило! А может, ввести в школе систему классификации наподобие той, по которой врачи зашифровывают название болезней в документах? Все нюансы, все плюсы, полуплюсы и полутона, замечания и примечания можно было бы вместить в нескольких сотнях кодах.
Например…
«5 A01.1» – «безупречно выполнил все домашние задания, активно работал на уроке»;
«4 B02.3» - «блестяще отвечал, очень старался, пришлось снизить оценку за маленькую неточность, но все равно молодец»;
«3 X25.1» - неплохо отвечал диалог, но в следующий раз получит двойку, если не выучит слова, подчеркнутые жирным шрифтом;
«3 K14.7» - «могла быть пятерка, если бы имел в пенале заточенные карандаши и не устроил мазню в тетради»;
«2 - T78.4» - «в четвертый раз забыл дома тетрадь»;
«2 - T78.5» - «в пятый раз забыл дома тетрадь»;
«2 - T78.6» - «в шестой раз забыл дома тетрадь»;
«2 – R25.2» - рисовал на уроке»;
«2 – S25.2» - «болтал с соседом по парте»;
«2 – P33.4» - «паясничал»… и т. д.
Понятно, что список кодов получится гигантский, но ведь и врачам приходится несладко, а они привыкли. К тому же сейчас везде есть компьютеры, и найти нужный код, как и расшифровать его, можно в два клика, а дневники как раз переходят в «электронный режим».
Вот тогда относительность школьных оценок сменилась бы полной определенностью! И была бы надежда, что «2 – R25.2» по математике не только помешает, а станет плюсом при поступлении в художественный вуз, а к «2 – P33.4» приглядятся в театральном. Четверки вроде «4 B02.3» будут котироваться почти как пятерки… Правда, с систематическими «2 - T78» уже ничего не поделаешь, согласна, люди с такими отметками просто потеряны для общества.