Истории

Химки в Петербурге? Почему руководство ЗСД отказалось от альтернативного проекта

Строительство ЗСД может обернуться экологической катастрофой, считают петербургские ученые, ознакомившиеся с проектной документацией. Строители диаметра с ними не согласны. MR7 попытался разобраться в ситуации.

На этой неделе городское правительство утвердило программу «Финансирование создания в Санкт-Петербурге автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» на 2011-2019 годы». Согласно этому документу, ЗСД будет готов полностью в 2014 году.

Строительство Южного участка планируется завершить к концу нынешнего года. Северный участок должен быть готов в следующем. Самый технически сложный и дорогостоящий центральный участок обещают построить к 2014 году.

Председатель городского комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов сообщил, что проезд по ЗСД обойдется водителям от 100 до 150 рублей - в зависимости от типа автомобиля, длины участка дороги, который планируется проехать, а также ряда других факторов. Первым платным участком ЗСД станет трасса от КАД до Благодатной улицы.

Прелести диаметра

В теории автотрасса «Западный скоростной диаметр» призвана разгрузить центр Петербурга. Именно по этой причине ее настойчиво именуют «городской автомагистралью».

ЗСД планируют провести от южного рукава Кольцевой автодороги до северного рукава - через Васильевский и Крестовский остров. Так она напрямую свяжет северо-западные, центральные и южные районы города, минуя исторический центр. Добраться, к примеру, от проспекта Просвещения до аэропорта «Пулково» по скоростному диаметру будет делом, максимум, 20 минут. Одновременно с этим в городе снимется и проблема грузового транспорта. Все фуры, идущие от Большого порта, смогут по новой трассе быстро попасть за пределы Петербурга.

Казалось бы, не может быть в городе проекта желанней. Но, по мнению некоторых петербургских ученых, строительство ЗСД может обернуться экологической катастрофой. Северный участок автострады, идущий от Богатырского проспекта до Белоострова, на своем пути затрагивает три спорных территории – Юнтоловский заказник, Левашовский лес и заказник "Сестрорецкое болото".

Юнтоловский – это раз…

Западный Скоростной Диаметр, если смотреть по карте, напрямую заказник не касается - так, незначительно задевает.

«Однако сам факт строительных работ на этой территории может обернуться для жителей Приморского района настоящим бедствием», - считают петербургские экологи Григорий Исаченко и Андрей Резников.

Трасса по проекту пройдет по «залесенной и заболоченной территории, располагающейся между улицами Планерная и Камышовая», а это - крупнейшая рекреационная зона в Приморском районе. В выходные дни тут отдыхают тысячи людей. ЗСД перекроет им доступ. Кроме того, рекреационная ценность этой зоны серьезно снизится, считают экологи. Кому захочется отдыхать рядом с ревущей трассой?

«Но это полбеды. Строительство трассы вызовет проблемы и в самом заказнике: снизится численность гнездящихся птиц, будут нарушены условия миграции животных, возрастет загрязнение водной артерии Юнтоловского заказника - реки Каменки, а значит и торфа, и той воды, которая потечет в сторону Лахтинского залива. Это в целом обострит и без того острую экологическую ситуацию в Петербурге», - считают ученые.

С другой стороны, в ОАО "Западный Скоростной Диаметр" (непосредственный заказчик проекта) уверяют, что предусмотрели природоохранные мероприятия, чтобы не тронуть флору и фауну. А именно: запрет на работы в репродуктивный период у лесных животных, устройство стройплощадок на специальных поддонах, уборка отходов в закрытые контейнеры и т.д.

Также на северо-восточной окраине Юнтоловского заказника - как раз, на границе с ЗСД, планируется установить 20 очистных сооружений, чтобы избежать загрязнения рек.

Кроме того, в акционерном обществе обещают, что автострада не закроет доступ любителям отдыха. По словам заказчика, часть трассы ЗСД будет построена на эстакаде, и проход жителей под нею не ограничат.

Город планирует на территории лесопарка построить зоопарк. Насколько это решение разумно, учитывая, что он будет располагаться вплотную к 8-полосной эстакаде - вопрос.

Левашовский - это два…

С Левашовским лесом ситуация иная. Его трасса не просто касается, а рассекает на две половины, как в Химках. Тем самым автодорога может «убить» самый крупный в городе лесной массив, где, по словам Григория Исаченко, доцента кафедры физической географии и ландшафтного планирования СПбГУ, обитают такие крупные млекопитающие, как лось, кабан и даже медведь. После возведения ЗСД, по мнению ученого, животных в этом лесу не останется.

Заказчики из ОАО "ЗСД" уверяют, что трасса не затрагивает границ особо охраняемой территории "Левашовский лес", определенных Генпланом. Но надо понимать, что Левашовский лес и Левашовский заказник - не одно и то же. Левашовский лес - территория в 700 гектар. Заказник "Левашовский лес" - территория чуть ли не в два раза меньше. Что важно - режим особой экологической охраны установлен лишь для заказника.

Сестрорецкий - это три…

Сестрорецкий заказник автомагистраль заденет лишь краем. «Но сток загрязненных вод в реку Черную, загрязнение Сестрорецкого разлива ухудшит жизнь растений и животных, в том числе редких и охраняемых» - считают Исаченко и Резников.

Евгений Гусаров, главный эколог ЗСД, в свою очередь, настаивает, что полоса отвода диаметра проходит по границе заказника "Сестрорецкое болото", не затрагивая особо охраняемых природных территорий.

Жизнь под шум ЗСД

По мнению Андрея Ахматова, президента Восточно-Европейской ассоциации акустиков, при проектировании дороги разработчики допустили ряд принципиальных нарушений. В основном, они касаются отхода от принятых в российском законодательстве норм (неправильное норминирование эффективности акустических экранов, неполные расчеты допустимых уровней звука и т.д.).

Изначально в проекте были и более серьезные ошибки. Акустические экраны, призванные защитить жителей от дискомфорта, предполагалось ставить как можно ближе к жилым домам. В этом случае звук, идущий от магистрали, рассеивался бы. То есть, по сути, положительный эффект от их установки сводился бы к нулю. Позже экраны в проекте переставили на место - ближе к трассе.

Активная критика со стороны Ахматова привела к тому, что руководство ОАО "Западный скоростной диаметр" пригласило его разрабатывать все мероприятия по защите от шума на период строительства и эксплуатации трассы.

Что предалагали критики

В свою очередь, альтернативный проект всего северного рукава ЗСД, который предложили петербургские экологи, заказчик отверг.

В нем предлагалось с Васильевского острова по мосту-эстакаде вывести магистраль не в створ Планерной улице, а примерно в 3 км западнее, к западному берегу озера Лахтинский разлив, на предусмотренную Генеральным планом развязку с Приморским шоссе и его «дублером», проходящим севернее железнодорожной линии.

Далее трасса альтернативного ЗСД проходит с северо-востока массивы одноэтажной застройки поселков Лахта и Ольгино, затем с запада огибать строящийся коттеджный поселок «Северный Версаль» и планируемый район жилой застройки «Медвежья лапа» на реке Юнтоловка.

Затем предполагаемый вариант трасы пересекает 2 раза реку Черная, участок сельскохозяйственных угодий, Кольцевую автомобильную дорогу и использует существующий коридор Горского шоссе.

Севернее поселка Новоселки (возможен также вариант трассы юго-западнее поселка) трасса поворачивает на северо-запад и на протяжении 6,5 км проходит через осушенные болота и заболоченные леса, пересекая реку Черная, примерно до переезда через железную дорогу Петербург-Выборг, где соединяется с магистралью, намеченной существующим проектом ЗСД.

По мнению ученых, это проект, в отличие от существующего "не угрожал особо охраняемым и реакционным территориям, не проходил по существующим жилым кварталам и вблизи них, а планировку новой жилой застройки можно было выполнить уже с учетом прохождения трассы».

Свой отказ ОАО мотивирует тем, что альтернативный проект ЗСД затрагивает целый ряд территорий, на которых будет жилая застройка - на некоторых участках строительство уже ведется или имеются готовые проекты. Кроме того, "альтернативный проект не подкреплен никакими расчетами и материалами инженерных изысканий, что не позволяет оценить его достоинства и недостатки в сравнении с принятым к строительству вариантом".

Однако противоречий хватает и в официальном проекте. Одним из главных, по мнению критиков диаметра, является несоответствие между целью проекта и его реализацией.

"Приоритетной целью ЗСД является - связать северные и южные районы Петербурга. Вместе с тем дорога была превращена в транзитную магистраль международного значения. Строительство магистрали с подобными функциями с западной стороны Петербурга, вплотную к жилым кварталам и со стороны преобладающих ветров, неразумно с экологической точки зрения" – считают экологи.

В ОАО "Западный скоростной диаметр" на это отвечают многообещающей фразой: «Для контроля за реальной ситуацией на стадии эксплуатации ЗСД предусмотрен экологический мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, почвы, воды, акустического загрязнения, состояния растительного и животного мира, гидрологического режима заказника».

 

share
print