Истории

Антон Сиверс привез в Петербург «Золотого Орла»

С прошедшей на днях в Москве церемонии вручения главной национальной кинопремии «Золотой Орел» петербургский режиссер Антон Сиверс приехал счастливый. Заветная статуэтка, полученная им в номинации «Лучший мини-телесериал 2010 года» за 8-серийный фильм «Вербное воскресенье», стала первой крупной его наградой.

  • vv1.jpg
  • vv2.jpg
  • vv3.jpg
  • vv4.jpg
  • vv5.jpg
  • vv6.jpg

Антон поставил «Золотого Орла» рядом с иконой Иоанна Кронштадтского, которому служили молебен участники съемочной группы «Вербного воскресенья» перед началом съемок.

Рассчитывал ли он тогда, что фильм так высоко оценят коллеги и зрители? Об этом и многом другом он рассказал в интервью «Моему району».
 

Хотелось снять доброе кино

Да нет же, странно было бы снимать фильм и думать о каких-то наградах. Это ведь творчество.

Просто очень хочется сделать хорошее, эмоциональное и доброе кино.

Потому что 80 - 90 процентов того, что показывают у нас по телевизору - это кошмар, хорошего и доброго там очень мало.

Об этом я и думал, когда мы снимали «Вербное воскресенье», и рад, если мои надежды сбылись.

Ни капли волнения


Когда вручали «орлов», я не волновался совершенно.

Я изначально не хотел настраивать себя на победу, и мне удалось прийти туда именно с таким спокойным настроем: само по себе участие в номинации – это уже очень почетно, а дадут в итоге приз или не дадут, пусть будет как будет. Пытаясь оценить шансы, думал – скорее нет, чем да.

В целом же церемония вручения «Золотых Орлов» произвела приятное впечатление.Удивило то, что никто из номинантов до самого конца искренне не знал, кто же победит в их номинациях – это было видно.

Знаю, что далеко не всегда так бывает, и я сам не раз на фестивалях был свидетелем ситуаций, когда слухи просачивались и будущие призеры втайне уже знали весь «расклад». А тут все было честно, и это здорово!

«Вербное воскресенье» - не самый тяжелый фильм

Это мой девятый фильм, если считать вместе и сериалы, и полноэкранные фильмы. По сравнению с другими снимался он достаточно легко.

Сейчас я особенно четко это понимаю, поскольку только что закончил съемки нового фильма «Дом на обочине», и после всего-то 35 съемочных дней, проведенных в тихом местечке за городом, на природе, я был вымотан до предела. А «Вербное воскресенье» мы снимали 72 дня, в два раза больше. Уставали, но я помню, что еще находились силы иногда и на роликах вечерком покататься!

Легко было так потому, что команда собралась очень хорошая, и с актерами повезло. Одна Татьяна Львовна Пилецкая чего стоит! Она задавала особый тон на площадке, показывала всем, что такое «старая школа», и другие актеры поневоле «заражались» от нее очень чутким и ответственным отношением к работе.

Роль ее героини – Павлы Кирилловны Головиной - самая объемная в сериале, но огромные куски текста она всегда знала на зубок. Всегда подтянутая, как струнка.

Помню, как в конце жутко утомительного дня, после 14 часов съемок, ей предлагают присесть, а она, так решительно: «Ни в коем случае!» Ни единого каприза, ни единой недовольной нотки в голосе - эта ее стойкость поражала, как и жизнерадостность, и тепло, которое она излучала.

Профессиональная совесть и график

Снимать полнометражный фильм или снимать сериал – в самом процессе работы никакой разницы я не вижу. Разве что график у сериала более жесткий: в кино итог одного съемочного дня – 3,5 экранной минуты, в сериале – 7 минут.

Но ни там, ни там невозможно халтурить, «гнать», важны каждая сцена и каждая реплика, и нет мелочей. Если какая-то мелочь не получается – на нее приходится потратить время, иначе весь фильм (или сериал) может не получиться.

Когда снимали «Вербное воскресенье», был момент - «не шла» сцена. Катя Гусева (в фильме - балерина и депутат Думы Маргарита Полозкова) - замечательная актриса, невероятно требовательная в работе, никогда не приступит к сцене, пока не поймёт все внутренние мотивации поступков своей героини, не найдёт какую-нибудь изюминку. И тут – одна из самых значимых финальных сцен с ее участием, а что-то не так.

Тогда мы попросили всех уйти с площадки – я, оператор и занятые в сцене актеры, и стали репетировать. Это продлилось четыре с половиной часа! Но что поделать, не может быть тут никаких компромиссов с графиком, иногда так бывает надо.


 

По этому же принципу работает и оператор Юрий Шайгарданов: пока он кадр не поставит, нет никакого смысла его теребить, торопить, это просто бесполезно.

При этом «внутренние часы» у него есть, он понимает, что такое график. Но опыт и творческое честолюбие не позволяют ему начать работу, прежде чем он идеально не выстроит кадр.

Поэтому-то его долгожданная фраза «Камера готова!» всегда означает, что картинка, которую он приготовился снимать, на экране будет «звенеть».

А вообще главный секрет успеха любого фильма или сериала – это хорошая, интересная история. Она должна волновать, быть современной.

Если она такая, то она, сама по себе, уже волнует и режиссера, и оператора, и актеров. И, если они не дураки, то они снимут хорошее кино.

Все смешалось в одну жвачку

Увы, наше кино сейчас в глубочайшем кризисе, как и телевидение. Включаешь телевизор – и непонятно, что смотришь, то ли фильм, то ли сериал такой бесконечный, как жвачка, без мыслей, без эмоций, с неинтересными персонажами и актерами, которые все на одно лицо.

Кинопроизводство превратилось в фабрику, где мало кого волнует сам продукт, главное – прибыль. Те фильмы, в производство которых вложено больше денег, выделяются лишь богатством приемов и спецэффектов. Это уже не искусство, это зрелище, аттракцион.

Актеры в высокобюджетных фильмах играют кто в лес, кто по дрова, отсутствует режиссерский замысел, смотришь и думаешь: вот, наверно, весело было ребятам снимать! Но смотреть грустно.

А самое грустное – то, что в результате у зрителей сбит нюх на хорошее и плохое, они уже совсем не чувствуют разницы.

Это как с литературой: одно дело читать Бунина или Набокова, смакуя каждую фразу и ощущая вкус каждой строчки, совсем другое – «проглатывать» на ходу однотипные бульварные романы и детективы.

Хорошее кино тоже имеет свой язык, стиль, особенность, массу всяких нюансов, оно глубоко индивидуально. Но все меньше становится зрителей, способных в этом разобраться и быть киногурманами.

Поэтому и востребована эта жвачка: где в трех предыдущих сериях Федя любил Машу, а потом Лену, а в трех последующих Маша ушла к Пете, а Лена к Лёне… И можно наблюдать за ними одним глазом, одновременно попивая чай и болтая по телефону.

При этом у нас все еще есть хорошее кино, его снимают, показывают и в кинотеатрах, и на фестивалях.

Но в основном фестивальные программы составлены именно из тех фильмов, которые не имеют большого успеха у публики и не собирают полные залы.

Кинотеатры бурлят, и строятся новые. Но люди не идут на то кино, которое хочется снимать, не хотят думать, чувствовать, хотят только зрелищ.
 

Надоели суперлюди

По-моему, в нашем современном кино стало слишком много супергероев, мачо, людей без недостатков. Так они все надоели! Не хватает правдивых, естественных персонажей - простых, обычных, со своими комплексами, болячками, грехами, сложных, неоднозначных.

Отчасти в этом виноваты наши звезды. Однажды войдя в определенный образ, они потом очень боятся его покинуть, поскольку боятся разонравиться зрителю.

Раньше были актеры - Евстигнеев, Стеблов, Бурков, Демьяненко, Леонов, можно еще массу вспомнить таких, которые никогда не были героями, но, тем не менее, были всенародно известными и любимыми, играли обычных людей, очень разных, а не хороших и не плохих, потому и запомнившихся.

Даже те, что считались «героями» по своему амплуа - Янковский, например – не только не гнушались, но считали за счастье выйти за эти рамки, сыграть другого героя, нерешительного, неопрятного, непростого.

Сейчас же все как на подбор: белоснежная улыбка, прическа – волосок к волоску. Тоска.

«Дом на обочине»

Сейчас идет монтаж нашего нового фильма, «Дом на обочине». К лету картина будет готова, но на экраны выйдет уже осенью.

Это драма. В ролях – Андрей Мерзликин, Татьяна Черкасова, Кристина Кузьмина, Валерий Немешаев, Андрей Носков, Николай Добрынин и Федя Никитин.

Случайная авария, произошедшая на шоссе в начале истории, в корне меняет жизни четырех персонажей. Каждый из них, как бильярдный шар, катился по своей траектории, но в какой-то момент эти шары столкнулись и разлетелись в стороны.

Все четыре персонажа понимают, что жили до этого неправильно, несчастливо. И это их столкновение - казалось бы, беда, а на самом деле оказывается шансом, который дал Господь – через страдания и душевный труд исправить свою жизнь и прийти к своему нелегкому счастью.

Фильм построен на нюансах, и по моему ощущению должен смотреться на одном дыхании, несмотря на то, что в нем нет ни погонь, ни того, что называется расхожим словом «экшн». Кино очень эмоциональное и в то же время заставляющее о чем-то задуматься.

Всё будет хорошо!

По моему убеждению, кино не может ничему учить. Оно не призвано учить. Оно может заставлять думать или заставлять чувствовать.

Я бы хотел, чтобы мои фильмы несли добро и веру. Веру в то, что в России, несмотря на ее драматическую судьбу, несмотря на множество исковерканных судеб, — всё будет хорошо. Как говорит одна из героинь в «Вербном воскресенье»: «Раз душа жива, будет новая жизнь».


Справка

Телевизионный 8-серийный фильм «Вербное воскресенье», созданный кинокомпанией «Всемирные Русские Студии», возвращает зрителя в 70-е, а затем в 90-е годы прошлого века.

Это история о взаимоотношениях тоталитарной власти и простого человека, о правде и торжестве справедливости.

Режиссер: Антон Сиверс, сценарист: Вадим Зобин, оператор: Юрий Шайгарданов.

В ролях: Олег Басилашвили, Татьяна Пилецкая, Дмитрий Дюжев, Екатерина Вилкова, Алексей Барабаш, Светлана Иванова, Ирина Розанова, Николай Добрынин и другие.

Ранее фильм был номинирован на главный приз в категории «Лучший мини-сериал» на телефестивале в Монте-Карло, а также на приз в номинации «Лучший мини-сериал 2010» 31-ого Международного Телевизионного Фестиваля BANFF.

* * *

Антон Сиверс родился 23 июля 1964 года. В 1986 г. закончил актёрский факульт ГИТИСа.

С 1986 г. по 1993 г. работал актёром в Санкт-Петербургском Государственном Молодёжном Театре на Фонтанке.

В 1994 г поступил в Петербургский Государственный Унивеситет Кино и Телевидения (Мастерская кинорежиссуры з.д.и. России Л. И. Менакера). Закончил его в 1999 г.

Основные работы режиссера: сериалы «Охота на Золушку», «Кобра», «Сестры», «Счастливый», «Каменская-5», «Вербное воскресенье»; полнометражные картины «Поцелуй бабочки», «Качели».

Читайте также:


Фото:
«Всемирные Русские Студии» (RWS),
ruskino.ru
,
kalugarest.ru
, terami.ru, nsk54.com,
kino-teatr.ru
,
lostbyte.ru, bvawarez.com, giga.satel.com.ua.

share
print