Истории

Подземное строительство погубит город

Петербургские специалисты в области геотехники убеждены: строительство подземных паркингов и магазинов в центре города губительно для исторических зданий.

Белый верх, черный низ – придется выбирать

«Наши исследования показали, что фундаменты почти 60 процентов зданий в историческом центре Петербурга перегружены, а сами здания находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Любые работы, связанные с подземным строительством, неизбежно приводят к дополнительным осадкам грунтов.

Поэтому мы должны выбирать – либо отказываться от подземных паркингов и магазинов в центре, либо быть готовыми к тому, что исторические здания придется заменять новоделом», – убежден заведующий кафедрой геотехники Петербургского Архитектурно-строительного университета Рашид Мангушев.

Впрочем, выбор уже сделан. Выступая на «круглом столе» в ИА «Росбалт» «Подземный Петербург – старые ошибки и вопросы реализации новых проектов» первый заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре Алексей Далматов сообщил, что в новой версии генерального плана определены те площадки в центре города, где предполагается вести подземные стройки.

Часть участвовавших в обсуждении экспертов утверждает, что при правильно выбранных методах ведения таких работ, неукоснительном соблюдении нормативов и строжайшем контроле со стороны заказчика историческая застройка не пострадает. Вопрос лишь в том, будут ли соблюдены все перечисленные условия.

Проверить расчеты нельзя по причине их отсутствия

«Меня лично очень тревожит реконструкция Новой Голландии – запланированный там подземный паркинг будут сооружать в полутора метрах от старых корпусов, которые построены на деревянных сваях.

И даже незначительное изменение уровня подземных вод может привести к разрушению памятника архитектуры», – говорит заместитель директора НИИ «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик.

Проверить обоснованность расчетов, лежащих в основе проекта, на сегодняшний день не представляется возможным – просто потому, что инженерного проекта реконструкции, которая уже началась, не существует.

«Реконструкцию ведут зарубежные и московские компании, которые, вероятно, лучше нас знают, какие в Петербурге грунты», – мрачно пошутил председатель городской экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям Владимир Улицкий.

А затем, вспоминая уже ставшую хрестоматийной историю с «Невским паласом», добавил, что иностранные компании приходят к нам, как в Африку, категорически не желая прислушиваться к рекомендациям питерских специалистов в области геотехники.

Улицкий сказал, что, когда строили «Невский палас», его не пускали на стройплощадку, потому что он «пятками чувствовал деформацию», которая погубила окружающие дома. Теперь Улицкого не пускают на место строительства второй сцены Мариинского театра…

За новой Мариинкой наблюдают непрофессионалы

По словам генерального директора «НПО Геореконструкция – Фундаментпроект» Алексея Шашкина, эта площадка станет первой в центре города, где строится столь масштабное подземное сооружение – по проекту, вторая сцена уйдет на три этажа вниз, и при ее строительстве потребуется вырыть 11,5-метровый котлован.

На сегодняшний день откопана опытная площадка, на которой будет вестись постоянный мониторинг. «Это позволит нам точно понять, как ведет себя грунт», – оптимистично заявил Шашкин.

И уже с несколько меньшим оптимизмом добавил, что профессионализм той московской компании, которая выиграла тендер на проведение мониторинга, внушает некоторые сомнения.

Таким образом, вопрос о том, удастся ли первой сцене Мариинского театра пережить расширение, пока не имеет однозначного ответа.

Точно так же, как и вопрос о цене нового строительства. Изначально речь шла о 220 миллионах евро, но, по мнению Шашкина, окончательная стоимость определится лишь после того, как будет готова вся проектная документация.

«Стоимость строительства театра в Осло составила 540 миллионов евро, и нам вряд ли удастся обойтись меньшей суммой», – считает Алексей Георгиевич.

Инвестор ищет сговорчивых экспертов

Менее громкие и глобальные проекты, связанные с освоением подземного пространства, также вызывают немало вопросов.

По словам Михаила Мильчика, его институт проводил историко-культурную экспертизу возможности строительства подземных паркингов на трех площадках в центральной части города.

Однако, как стало известно, компания «ПаркингИнвестЦентр» присматривается не к трем, а к восьми площадкам – в частности, изучается возможность строительства паркинга под Большой Конюшенной улицей, а также под Потемкинской улицей, рядом с Таврическим садом.

Заместитель генерального директора компании Александр Стрельников сказал, что изыскательские работы обходятся в миллионы рублей. Понятно, что любая компания заинтересована в том, чтобы изыскания дали положительный результат, и эксперты сочли допустимым новое строительство.

Инвестор самостоятельно решает, к каким экспертам обращаться, и зачастую выбирает не самых квалифицированных, а самых сговорчивых специалистов в области геотехники.

Состояние грунта оценивают артисты

Может ли городская власть как-то повлиять на эту ситуацию?

Алексей Далматов говорит, что в комитете хотят возродить существовавшую некогда комиссию по фундаментам – соответствующий проект постановления городского правительства уже подготовлен.

Кроме того, по словам Далматова, создан экспертный совет по подземному строительству. «Я не знаю, что это за совет, – нас туда не приглашали, – говорит Улицкий, который является одним из ведущих специалистов в области геотехники. -

– Но я знаю, что в состав экспертного совета при губернаторе, на первом заседании которого обсуждался проект подземного строительства на площади Восстания, входят Михаил Пиотровский, Михаил Боярский, Андрей Сокуров и другие уважаемые люди.

Все они – профессионалы, но я сильно сомневаюсь, чтобы кто-нибудь из них разбирался в питерских грунтах и мог оценить методы ведения работ по строительству подземного комплекса и связанные с этим риски»…

share
print