Истории

Картина «Мастер и Маргарита» вернулась через 17 лет

В мире российского кинематографа - сенсация: фильм, о котором все говорят, но почти никто не видел, выходит на широкие экраны.

  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
  • 7.jpg
  • 8.jpg
  • 9.jpg
  • 10_580.jpg
  • 11_580.jpg
  • 12_580.jpg
  • 13_580.jpg

В марте кинокомпания "Люксор" выпускает в широкий кинопрокат картину "Мастер и Маргарита" 1994 года (режиссер Юрий Кара) - к 120-летию Михаила Булгакова.

Напомним, что из-за разногласий создателей и вопросов авторских прав со стороны наследников супруги писателя фильм в свое время так и не попал на экраны кинотеатров.

Фильм, о котором все говорят, но почти никто не видел

В версии режиссера сохранены все основные сюжетные линии романа. Действие происходит не только в сталинской Москве, но и в годы жизни Иисуса Христа в Ершалаиме.

На переднем плане две главные линии романа – Воланда и Человека – Иешуа и Пилата – и уже потом любовная история Мастера и Маргариты. И только в конце – все герои сходятся в одной линии, достигая пика булгаковского замысла. Свобода – вот о чем говорил писатель.

"В моем фильме «Мастер и Маргарита» сохранена многослойность романа, все его темы. В югославской экранизации, как известно, взята только московская линия романа, в польской – библейская. Мы попытались весь материал соединить в большом киноромане. К тексту отнеслись бережно. Подвальчик Мастера снимали в том подвале, что описан в романе. Особняк Маргариты – в особняке на Остоженке. Снимали в Израиле – там, где происходило действие книги Мастера", - комментирует режиссер Юрий Кара.

Фильмы тех лет со спецэффектами сегодня смотрятся смешно

По его словам, картина должна была выйти к зрителям намного раньше. "Язык кино развивается. Любой фильм стареет. С другой стороны, хорошо, что мы не стали использовать компьютерную графику, которая делала тогда, в начале 90-х, первые шаги, - говорит режиссер. - Фильмы тех лет со спецэффектами сегодня смотрятся смешно. Мы же пошли за автором.

Роман написан в 30-е годы, и чудеса, описываемые Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, характерны для того времени, они, быть может, несколько наивны, но проживут долго. Мы не использовали эффекты, которые могли разрушить ткань романа. Он в нашем фильме остался, по-моему, цельным в своем уникальном сочетании разных стилей. Когда Альфред Шнитке посмотрел материал фильма, он сказал, что согласен написать музыку к нему, потому что нам удалось сохранить своеобразие романа".

В 2006 году фильм был показан в рамках ХХVIII ММКФ и оценен прессой как главное событие всего фестиваля. «Мы сделали картину из огромной любви к Булгакову», - сказал Юрий Кара.

В оригинальном варианте фильм идет 3,5 часа. Продюсер Владимир Скорый потребовал сократить его до двух часов.

Однако сохранился и полный вариант - в планах выпустить телеверсию фильма.

Где и как шли съемки

Съемки шли в Израиле, в пустыне, при 50-градусной жаре, и в Москве.

Команда «Мотор!» при съемках московской сюжетной линии прозвучала 3 июня 1992 года. Все происходило в Саду «Эрмитаж» (театр «Эрмитаж»), где готовились сцены «Кабинет Римского», «Двор Варьете», «Туалет». 

Помещение Театра «Эрмитаж» было закрыто на ремонт, и сцену «Варьете» снимали позже, в Театре Маяковского.

В Сокольниках снята одна из самых проникновенных сцен – встреча в психбольнице Мастера с поэтом Иваном Бездомным. Это описание почти автобиографическое. Обстановка была списана практически с натуры. Булгаков имел в виду дом № 9 в Мансуровском переулке, построенный в первой половине ХIХ века.

 Выбирая площадки для съемок московской сюжетной линии, Кара максимально старался следовать Булгакову и снимать по возможности в тех местах, которые описывал писатель, что встречало серьезные трудности. Сцену на Патриарших прудах из-за исчезновения трамвайных линий пришлось доснимать на Чистых прудах.

«Бал сатаны» снимали в усадьбе Марфино (25 км от Москвы) в середине августа 1992 года.

Сцены «Бассейн» и омовение Марго кровью сняты в ноябре в знаменитых Сандунах, практически закрытых на ремонт.

Съемки в Израиле начались 10 сентября 1992 года. Они проходили в древнем городе Акко, Иерусалиме, в районе Мертвого моря: разговор Иуды и Низы, убийство Иуды, пробеги Левия Матвея.

Самая драматичная сцена «Распятие Иешуа» снималась в пустыне в районе Мертвого моря.

Актеры о фильме «Мастер и Маргарита»

Михаил Ульянов (Понтий Пилат):

"Приглашение, которое я получил, было прельстительно и в какой-то мере неожиданно. С Булгаковым меня судьба сводила в «Беге». И вот — Понтий. Понтий, в которого вложено очень много от Булгакова, это целая философия человеческого недоверия к окружающему миру и философия безвыходности.

При всем том Понтий Пилат — человек, прошедший огонь, воду и медные трубы, говоря по-русски; знающий цену человеческой мерзости, неверности — он отчаялся изменить что-то в этой жизни, плюнул на мир и всю свою любовь перенёс на собаку. И вдруг встретил Иешуа, который поразил его своей любовью, своей противоположной позицией: только любовь может спасти мир. Если Понтий считает, что только сила презрения спасет мир, то Иешуа считает, что мир несут любовь и прощение. И это Пилата потрясло. Это его выбило из седла, в которое он, как вы наверняка помните («в белом плаще с кровавым подбором, с шаркающей кавалерийской походкой»), садился годами.

Это является главной темой - ради этого я играл Понтия Пилата. Заскорузлый, заматерелый человеконенавистник, человекознатец, который человечество знает наизусть, «на глаз и на ощупь». Знает все грехи: и предательство, и ненависть, и мерзость, и лукавство, и низость, и ложь, которые окутывают с головы до ног. Вдруг он, встречает Личность, всему этому не предающую значения. И это Пилата потрясает. Поэтому прокуратор и собирается спасать Иешуа, но это ему, естественно, не удаётся, потому что Синедрион тоже понял опасность, которую представляет этот человек.

Я считаю, что в нашем фильме есть непостижимая простота. У Бортко все сложнее. Хотя и там, и там есть проблемы. Сравнивать своего Пилата и то, как сыграл Лавров, считаю неправильным. Для сериала Кирилл работает замечательно. Но мы с Кара прокуратора делали жестче. Что касается того, какую версию показывать: чтобы оценить фильм, снятый столько лет назад, достаточно будет и сокращенного варианта. Но для сравнения концепций Кара и Бортко нужна полная версия".

Николай Бурляев (Иешуа Га-Ноцри):

"Роман ошеломил меня, как и всех, кто читал его в конце 60-х, когда он появился в печати. Жили мы в атеистическом государстве, и появление образа Христа в литературе было невероятным открытием. И именно сцены с Иешуа поразили мое воображение. И я как актер все время пытался подступиться к образу Христа.

На пробах к разным ролям просил гримеров, не раскрывая, разумеется, своих планов, приблизить мой облик к иконописному. Хотел понять, насколько могу приблизиться к Главному образу.

Работалось над образом Иешуа празднично, спокойно, состояние души было молитвенно-возвышенное, я испытал то, что называется ощущением гармонии. Все сцены с Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом снимались на Святой земле.

Трижды был у Гроба Господня, там же в одно из посещений был причащен и благословлен на этот труд. И сейчас, глядя на экран, не ощущаю, что это я, мне трудно даже осознать, кто передо мной, у меня не было такого отношения ни к одной роли".

Сергей Никоненко (директор варьете Степан Лиходеев):

"Я недавно посмотрел «Мастера и Маргариту» Юрия Кара, все четыре серии. Так вот, я хочу сказать, что мне есть с чем сравнивать сегодня. Я в фильме Кара немного принимал участие, но, поверьте, спустя 12 лет я смотрю уже со стороны, потому что я его не видел все эти годы. Я и тогда его не видел, озвучил, и все. Потом куда-то фильм пропал. Но говорят, что не только рукописи, но и пленка не горит.

Я Степу Лиходеева играл, директора Варьете. В фильме Бортко его Панкратов-Черный играет - ну и на здоровье! А вот остальные-то роли я могу сравнивать.

И вот дуэль Понтия Пилата и Иешуа, которых играют Лавров и Безруков, на мой взгляд, серьезно проигрывает Михаилу Ульянову, который играл Понтия Пилата и особенно Николаю Бурляеву. Я считаю, что фильм Юрия Кара - очень серьезная работа, ее надо всячески спасать, чтобы зрители увидели эту картину. Особенно отмечу Гафта в роли Воланда.

Этот фильм монтировал сам режиссер. Это была готовая цветная картина. По персонажам - это замечательная удача. И очень жаль, что фильм не вышел сразу, потому что актер Сергей Гармаш так сыграл роль Бездомного, что это просто восторг, а не роль. Я думаю, в плане подбора актеров фильм Кара посильнее будет".

Александр Филиппенко (Коровьев):

"Я и у Бортко мечтал сыграть Коровьева, но Абдулов меня предупредил, что режиссер обещал ему эту роль уже давным-давно. Я уступил. Мне главное — нечисть сыграть. Это интересно. Главное отличие в съемках у двух мастеров в том, что производственные технологии за прошедшее время сильно продвинулись. Если в 1992 году Настя Вертинская в роли Маргариты летала с помощью палочек-веревочек, то, работая с Бортко, мы ощущали себя уже как в Голливуде.

Но все равно ленту Кара сейчас было бы интересно посмотреть. Сейчас так причудливо тасуется колода, как говорил Воланд, удивительно, что фильм Кара мы увидим следом за сериалом Бортко".

Вячеслав Шалевич (Каифа):

"Главное, оба режиссера отнеслись к булгаковскому тексту с должным пиететом, поэтому ничего страшного, если зрители увидят обе версии.

Я не умаляю достоинств сериала Бортко, но и у Кара такие потрясающие актерские работы — уму непостижимо. Юрий Викторович ведь тоже снимал свою картину как роскошное хрестоматийное переложение Булгакова.

Из старого фильма сегодня тоже сериал можно сделать. У нас, правда, не было таких спецэффектов, какие есть у Бортко. Поэтому бал у сатаны получился бедноват. Да что там, просто нищий бал какой-то с точки зрения дня сегодняшнего. Но и без этого лента потрясает. Я-то ее видел. Для нас, актеров, снявшихся там, устраивали закрытый просмотр".

Справка "МР"

О фильме:

Режиссер-постановщик: Юрий Кара (заслуженный деятель искусств РФ, сериал «Звезда эпохи», «Завтра была война», «Королев», «Я - кукла», «Репортеры», «Воры в законе», «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным»)
Сценарист:Юрий Кара
Главный оператор:Евгений Гребнев («Зеркало для героя», «Рой»)
Художники-постановщики:Юрий Устинов («Рой», «Девять неизвестных», «Апостол»), Борис Кузовкин («Гулящие люди», «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», «За что?»)
Композиторы: Альфред Шнитке (приз ММКФ, «Восхождение», «Сказка странствий», «Экипаж», «Белорусский вокзал», «Комиссар», «Агония») и Андрей Шнитке

В ролях:

  • Михаил Ульянов – Понтий Пилат
  • Валентин Гафт  - Воланд
  • Анастасия Вертинская - Маргарита
  • Виктор Раков - Мастер
  • Александр Филиппенко – Коровьев-Фагот
  • Сергей Гармаш  – Иван Бездомный
  • Лев Дуров – Левий Матвей
  • Сергей Никоненко  - Лиходеев
  • Николай Бурляев – Иешуа Га-Ноцри
  • Леонид Куравлев  – Никанор Босой
  • Виктор Павлов - Кот Бегемот
  • Владимир Стеклов – Азазелло
  • Вячеслав Шалевич  – Иосиф Каифа
  • Александра Захарова - Гелла
  • Спартак Мишулин – Арчибальд Арчибальдович
  • Наталья Крачковская – Штурман Жорж
  • Игорь Верник - Иуда
  • Борислав Брондуков - Варенуха

17 января в Петербурге пройдет единственный закрытый показ фильма "Мастер и Маргрита", а 18 января режиссер и актеры дадут пресс-конференцию. Следите за новой информацией о фильме на нашем сайте. Мы опубликуем рецензию и интервью с актерами.

При подготовке использовались архивные материалы создателей фильма, материалы сайта www.levdurov.ru и открытые интернет-источники.

 

share
print