Истории

Мы вас научим Родину любить

«Единороссы» предлагают оставить в школе только четыре обязательных предмета – «Россия в мире», «Основы безопасности», физкультуру и некий «индивидуальный проект».

После событий на Манежной площади «Единая Россия» вспомнила о школе.

Государственно-патриотический клуб партии обсудил проекты новых образовательных стандартов, разработанных, как выяснилось, как раз видными членами партии власти. По мнению одного из них – генерального директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова, беда современной школы состоит в том, что она, вместо того, чтобы воспитывать подрастающее поколение, нагружает ребят знаниями. После принятия нового стандарта с этим безобразием будет покончено.

В школе будущего главное – здоровое тело
В старших классах «школы будущего» (по Кондакову) останется четыре обязательных предмета. Во-первых, это курс «Россия в мире» - его задача состоит, в частности, в том, чтобы сформировать у молодых людей «взгляд на мир глазами гражданина России с точки зрения ее национальных интересов, а также способность противостоять фальсификациям истории в ущерб национальным интересам страны».

Во-вторых, это основы безопасности жизнедеятельности – симбиоз начальной военной подготовки и пропаганды здорового образа жизни.

В-третьих, это физическая культура.

Четвертым обязательным предметом является загадочный «индивидуальный проект» - в течение года ученики должны вести некую исследовательскую или проектную деятельность, а на выходе представить «продукт, востребованный обществом и обладающий выраженными потребительскими свойствами». Мне лично кажется, что лучше всего под описываемые требования подпадает процесс самогоноварения или исследование технологии изготовления взрывчатых веществ, хотя, наверное, уважаемый единоросс-академик имел в виду что-то другое…


Можно выбрать максимум 7 предметов
Все остальные школьные дисциплины попадают в категорию необязательных. По замыслу разработчиков стандарта, каждый ученик должен выбрать по одному-два предмета из «блоков» (русский язык и литература, естественнонаучные дисциплины, алгебра, геометрия, информатика и т.д.). При этом выбрать можно не более 7 предметов (минимум не оговорен), три-четыре из которых надо изучать на «профильном» уровне, а остальные – на «базовом» или «интеграционном», то есть общеобразовательном.

Стоит заметить, что до сих пор именно базовый курс считался минимальным – ученики, стремившиеся узнать больше, шли в профильные классы, в школы с углубленным изучением ряда предметов, в гимназии и лицеи. Кондаков опускает планку – теперь школьники могут получить «в одном флаконе» минимальное представление обо всех естественнонаучных дисциплинах или прослушать «облегченный» курс по русской словесности или математике.

Воспитание гражданина: с утра – уроки, вечером - акции
Сразу скажу, что, если «лезть в детали» предлагаемой модели образования, то вопросов возникнет выше крыши. Ну, например, как быть человеку, стремящемуся поступать в технический вуз? Если ему нужна и алгебра, и геометрия и информатика? А все они входят в один блок. А выбирать больше двух предметов из блока – нельзя…

Но это – частности, которые в принципе, можно было бы откорректировать при доработке программы. Вот идеология, лежащая в его основе, доработке не поддается – ее можно либо принять, либо нет. А идеология состоит в том, чтобы резко сократить образовательные программы – и переориентировать школу на патриотическое и «духовно-нравственное» воспитание.

Воспитывать надлежит не только на уроках, на и во внеурочное время. – каждое образовательное учреждение обязано будет составить план работы, построенной на «основе национальных базовых ценностей российского общества», и неустанно претворять его в жизнь. В идеале (по мнению авторов стандарта и их товарищей по партии) каждый учебный день старших школьников должен делиться на две части – с утра они сидят на уроках, а после них «участвуют в акциях, направленных на формирование личности гражданина».

Наша кремниевая долина – это отвертки и буровые вышки
На выходе – в идеальном варианте мы получим плохо образованных и непривыкших шевелить мозгами, но физически здоровых молодых людей, беззаветно преданных Отечеству и готовых, ради его блага, делать то, что им прикажут «отцы нации». Обеспечить «инновационное развитие страны» такая смена, разумеется, не сможет – очевидно, что, если бы власть действительно ставила перед собой цель уйти от сырьевой зависимости, она бы предлагала совсем другую реформу образования.

Обсуждаемый проект стандарта демонстрирует, что все разговоры о «нашей кремниевой долине» и прочих нанотехнологиях – это не более, чем лапша на уши избирателям. Для того, чтобы работать на буровой установке, или на алюминиевом заводе, или даже на «отверточном» производстве, фундаментальные знания не нужны.

Одобряя идеи г-на Кондакова, единороссы фактически признают, что заинтересованы в сохранении нынешней экономической (и политической) модели, и категорически не хотят вкладывать деньги в будущее страны. При этом события на Манежной площади рассматриваются как повод побыстрее перейти к новой «модели образования». И – чисто технически – сделать это несложно. Проекты документов висят в Интернете, формально их общественное обсуждение уже давно идет, хотя подавляющее большинство граждан об этом, как говорится, ни сном, ни духом.

А для того, чтобы начать полномасштабную работу по превращению подрастающего поколения в «стандартное» патриотически настроенное быдло, достаточно лишь визы министра Фурсенко.

 

share
print