О том, в чем кроется смысл националистических выступлений представителей фанатских движений, прошедших на Манежной площади в Москве и, в меньшем масштабе, имевших место в Петербурге, MR7 рассказал главный научный сотрудник Российского этнографического музея, доктор наук Владимир Дмитриев.
MR7: Как можно объяснить причину случившегося выплеска межнациональной напряженности, вылившегося в события на Манежной и на Пионерской площади в Петербурге?
В.Д.: Здесь я должен присоединиться к версиям, звучавшим в СМИ. Мне кажется, глубинные причины этого напряжения лежат вне плоскости национальной проблемы.
Это выплеск общего напряжения в обществе. Люди стали злыми, напряженными. И поводом для выхода этого напряжения в активные действия могут стать фактически любые события. В этот раз таким событием стало убийство спартаковского болельщика.
Здесь можно проанализировать ситуацию с примитивных классовых позиций. Большинство людей в нашей стране ощущают себя группой-excluded, то есть «выключенными», стоящими вне основных ресурсных потоков. Деньги, власть, социальное спокойствие, защита – все проходит мимо них. При этом, меньшинство, включенное во все эти потоки – богатое, защищенное, обладающее властью, не считается с мнением остальных. Это очень заметно и это не может не создавать общественного напряжения.
В качестве ежедневных проявлений этого явления, достаточно вспомнить непроходимые от снега дороги, низкие зарплаты, милицию, от которой никто не ждет защиты и многое другое. Законы фактически не работают, человек чувствует себя неуверенным и незащищенным.
MR7: А в чем причина выплеска этого напряжения именно в фанатских волнениях, замешанных на националистских лозунгах?
В.Д.: Здесь и повод – гибель фаната «Спартака» и следующие за преступлением действия властей, которые наблюдали массы. Действительно, подозреваемого отпустили. И, конечно, это стало следствием того, что представители кавказских народов традиционно сплочены и любыми путями защищают попавших в беду своих представителей.
Это увидели массы, наблюдавшие за ситуацией. И это вызвало справедливое возмущение.
Объективно, диаспора всегда более сплочена, чем общество в целом. Это группа тесно взаимодействующих людей. И недостаток системы в том, что сплоченной силе дали возможность перешагнуть через закон. Хотя доподлинно неизвестно какими способами «вытаскивали» подозреваемого.
Национальность – это объективно существующий факт. С советских времен людей приучали, что это нерушимо. И вот сейчас именно фактор национальной принадлежности стал раздражителем и выходом для напряжения.
Тем более что затронутая поводом группа – фанатское движение –традиционно относится к правым силам.
Фанаты и стали канализировать, то есть выплескивать, то напряжение, о котором я говорил. А кто еще? Кто больше фанатов готов к этому? Несогласные, как мы видели, не могут действовать активно, к тому же их выступления организованно подавляют.
А фанаты для этого выплеска оптимально готовы. Они сильны, многочисленны, у них есть опыт и готовность к уличным действиям – дракам, даже сражениям, они хорошо натренированы стычками друг с другом.
MR7: Как в такой ситуации поведут себя живущие вне Кавказа представители кавказских народов, как отреагируют общины?
В.Д.: Конечно, опасность сплотит и без того тесные общины. Смотрите, это люди, выросшие в традиционно мужском сообществе, сейчас они чувствуют себя вне дома, в зоне потенциальной опасности. В такой ситуации внутреннее единство группы возрастает. Главный вопрос в том, как это единство, будет применяться. И здесь ключевая роль у лидеров общин.
MR7: Как вы оцениваете заявление Кадырова, который обратился к чеченцам во всех уголках России с призывом, даже приказом, не участвовать в столкновениях и пригрозил в случае непослушания мерами через родственников? Как должны действовать диаспоры?
В.Д.: Это очень мудрый шаг. Настоящий поступок лидера нации. У него действительно есть традиционные средства воздействия на членов чеченских диаспор, и он это использовал в целях недопущения нарастания конфликта.
В этой ситуации есть только два пути. Первый – индивидуальная интеграция приезжих принимающим обществом. Такой путь только что изучал в Финляндии. Там каждого отдельного человека адаптируют. Это можно сделать реальной заботой о конкретном человеке. Понятно, что у нас такой возможности сейчас нет. У нас неустроенна жизнь миллионов коренного населения.
Второй путь – консолидация общин, их автономность, замкнутость, когда общины соседствуют с основным этносом – это пример Франции, как мы видели он не очень удачный.
Более подходящий вариант второго пути – национально-культурная автономия общин, в которых есть лидеры и институты, регулирующие поведение членов. Причем эти лидеры должны очень тесно и прозрачно взаимодействовать с властью. Но главное условие функционирования такой системы – строгое соблюдение законов страны всеми! Это и главная проблема. Если бы общины не смогли выручать своих «отмазыванием», не было бы проблемы, более того, они выручали бы своих соплеменников жесткой установкой на соблюдение законов страны.
Это идеальная ситуация. А сейчас, чтобы не допустить развития конфликта, должны проявить себя лидеры общин, а власть должна показывать в любой ситуации, что ей важны не отдельные национальности и силы, а город в целом, все общество и каждый человек в отдельности.