Истории

«Особые» дети будут учиться вместе со здоровыми: вы к этому готовы?

До 2016 года все школы должны быть оборудованы для детей с ограниченными возможностями – программу представило министерство здравоохранения и социального развития России. Но в Петербурге уже есть примеры, когда «особые» и здоровые дети учатся вместе.

Всегда кто-то держит за руку

В сентябре Лиза Алиевна Кумыкова, учитель 3 класса «Г» школы №533 Красногвардейского района, начала урок с серьезного разговора. «Ребята, cкоро у нас будет настоящее испытание - на доброту», - сказала она. Речь шла о новенькой ученице, Жене Старченко. Учитель как могла объяснила детям, что такое детский церебральный паралич.

Женя – единственный «особый» ребенок в школе. Здесь нет специальных поручней или лифта. Женя ходит в столовую позже других, когда никто не гонится по рекреациям, а передвигаться по лестнице ей помогают одноклассники. Всегда кто-то держит за руку.

Коварных вопросов типа «Почему ты так ходишь?» она не боится – они заранее с мамой «отрепетировали» ответы.

В первые дни злосчастная ручка падала из рук. Женя расплакалась, разнервничалась. Учительница прервала урок, обняла и сказала: «Не переживай, мы всегда тебя будем ждать». Вскоре Женя разработала руку, буквы стали ровнее.

«Дети так серьезно восприняли мои слова о доброте, сама не ожидала, - говорит учительница. – Когда Женя входит в класс, расступаются, дают ей дорогу. Я же стараюсь перевести их внимание, подчеркиваю, какие у Жени красивые волосы, лицо, глаза. Это правда. И сами дети меняются. Сашу, озорника, не узнаю – такой вдруг нежный стал!».

Девочки приносят новенькой конфеты, помогают складывать учебники, провожают. Женя никогда не носит портфель сама.

«Бой» не понадобился

«Это уже вторая школа Жени, и в обеих нас встретили чуткие учителя и одноклассники» - говорит Мария Базалишвили, мама девочки. Сначала Женя училась в школе №345, потом семья переехала.

А вот раньше в оздоровительный детский сад девочку не брали. Воспитатель сказала: «Если в сад возьмут этого ребёнка, то я уйду». Потом в поликлинике каждый врач переспрашивал: «А может, в специализированную школу?». Были проблемы в музыкальной школе. «Педагог отказывалась принимать Женю, настраивала администрацию против нас» - говорит Мария. Пошли к другому педагогу.

Сейчас Женя уже четыре года играет на фортепьяно и ксилофоне, у нее замечательные учителя.

«Многие родители «особых» детей, пережив подобное, уже заведомо считают, что его ребенка не примут. Я тоже готовилась к бою, но на всех этапах нам шли навстречу. И администрация школы, и учителя, и родители одноклассников» - уверяет Мария.

...Сейчас Женя в больнице, ей снова предстоит лечение. Одноклассники ждут, передают подарки. На день рождения сделали стенгазету с поздравлениями здоровья и скорейшего возвращения. Когда мама пришла в школу за заданиями – обступили ее, забросали вопросами. «Я даже прослезилась» - говорит она.

«Общие» дети

А между тем особый подход в классе нужен не только Жене. В классе есть ребята, у которых нет отцов и даже матерей. Из 23 учеников 13 – мальчишки, есть армяне, узбеки, азербайджанцы. В начале года Лиза Алиевна собрала родителей: «Давайте все вместе подумаем, как сделать, чтобы наши такие разные дети чувствовали себя хорошо!».

И родители придумали – подружиться. Устраивают семейные праздники в развлекательных центрах, стали дружить семьями, как-то провели собрание пап. И вопроса – нужен или нет в классе «особый» ребенок не возникает. Дети у них «общие».

Такие примеры – пока редкость

В обычных школах вполне могут учиться дети с ДЦП, аутизмом, глухотой, слепотой, синдромом Дауна, считает Виктор Лагун, представитель коалиции родителей «особых» детей «Образование для всех».

Но таких примеров, как у Жени, пока немного.

Бывает, что родители здоровых детей утверждают, что больной ребенок тормозит обучение всего класса. «Нормальные» скучают и не успевают пройти всю программу. Родители часто не хотят, чтобы их дети видели страдания ребенка, не хотят, чтобы их дети были для него «лекарством».

«Дело не в ребенке с проблемами. Дело в том, насколько общество готово его принимать, - говорит Лариса Горбунова, мама девочки с синдромом Дауна. - Потому что если кто-то в классе издевается, ребенок закроется, и учиться не будет. Как только учитель, дети, родители принимают ребенка и помогают ему, все в порядке - он учится, не стесняется отвечать».

Напомним, по закону об образовании дети с ограниченными возможностями имеют право учиться в общеобразовательной школе. Отказать в приеме школа может только по причине отсутствия технических условий. Сейчас в городе лишь несколько школ принимают «особых» детей.

Инклюзивное образование (когда особые и здоровые дети учатся вместе) бывает разным, по данным Института коррекционной педагогики в Москве.

- комбинированным, при котором дети с уровнем развития, близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса).

- частичным, при котором дети, еще не способные учиться на равных со здоровыми сверстниками, вливаются в классы лишь на часть дня по 1-2 человека;

- временным, при котором все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц на каких-то мероприятиях.

-полным, для детей, которые по уровню развития соответствуют возрасту и психологически готовы к совместному обучению. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы.

share
print