Истории

Белла Ахмадулина: «Прощай, любить не обязуйся…»

Имя Беллы Ахмадулиной больше известно людям старшего поколения, но даже очень молодые люди знакомы с ее творчеством лучше, чем сами себе представляют. Сегодня стало известно, что ее больше нет, и это огромная утрата для нашей культуры.

«По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден».

Королева московской богемы

Белла Ахмадулина – один из символов целого поколения, которое принято называть «шестидесятниками».

Вместе с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским и Рождественским она входила в знаменитую «пятерку» поэтов, стихи которых, как глоток свежего воздуха, ворвались в жизнь советских людей в период хрущевской оттепели.

Тогда она была настоящей королевой московской богемы, на ее выступления было трудно попасть.

Ее имя, всегда окутанное ореолом таинственности и утонченности, необыкновенные интонации ее голоса и особая женственность манили людей как магнит, а стихи передавались из уст в уста и переписывались от руки в блокнотики и тетрадки.


Позже, став именитой поэтессой, переводчицей, писательницей, сценаристом, обладательницей всевозможных наград и премий, она выступала значительно реже, считала это привилегией эстрадников.

Искусство «призвано не веселить людей, а приносить им страдания», считала она. Но творческий поток не иссякал. Несколько десятков стихотворных сборников, изданных в России и за рубежом, - главное ее наследие, которое еще предстоит оценить потомкам.

Таких утонченных журналисток не бывает

Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 в Москве. Её родители были, что называется, «не из простых»: отец, татарин по национальности, занимал пост замминистра, а мать, русская итальянского происхождения, работала переводчицей в КГБ.

Уже в школе Белла была не только юной поэтессой – с детства писала стихи и занималась в литобъединении при ЗИЛе, - но и юной журналисткой - работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец».

Позже, параллельно с восхождением на поэтический Олимп, она продолжала заниматься журналистикой. В годы учебы в Литературном институте имени А. М. Горького (1955 – 1960 г. г.) писала очерки и статьи, публиковавшиеся в различных изданиях, в том числе в «Комсомольской правде».

Активная общественная позиция чуть не разрушила ее так удачно начавшуюся карьеру: в 1960 году Ахмадулину отчислили из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака. Но затем ей удалось восстановиться, и в том же году она окончила институт, защитив диплом на «отлично».

Ее тягу к журналистике окончательно пошатнула критика, обрушившаяся на нее после выхода на экраны в 1964 году фильма «Живет такой парень», где она сыграла молодую журналистку.

Не бывает таких утонченных и нежных журналисток, писали критики.

С тех пор Белла Ахатовна окончательно избрала поэзию главным делом своей жизни, став самой утонченной и нежной поэтессой 20 века в нашей стране.

Критиковали, но печатали

Первый поэтический сборник Ахмадулиной – «Струна» - вышел в 1962 году. В 1969 году вышел ее первый зарубежный сборник - «Озноб» (ФРГ, эмигрантское издательство «Посев»).

Столь крамольное в советские годы событие не помешало выходу последующих сборников поэтессы: несмотря на достаточно жесткую критику, книги ее издавались – возможно, потому, что к тому времени она была уже слишком известна и популярна, чтобы пытаться ее запретить. Это были «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983) и «Сад» (1989).

В 1977 она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.

Переводы, эссе, воспоминания, рассказы, песни, фильмы

В 1970-е Белла Ахатовна побывала в Грузии и навсегда полюбила эту страну и ее народ. Изучив грузинский язык, она писала преводы грузинских стихов, в числе переведенных ею авторов - Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе, С. Чиковани и другие. Журнал «Литературная Грузия» публиковал ее стихи в годы, когда из-за идеологических запретов это было невозможно в России.

В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании литературного альманаха «Метрополь» - в него вошел ее сюрреалистический рассказ «Много собак и собака».

Перу Ахмадулиной также принадлежат многочисленные эссе-воспоминания о русских поэтах и писателях – как современников, так и классиков: о Пушкине и Лермонтове, В. Набокове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Ерофееве, А. Твардовском, П. Антокольском, В. Высоцком и других.

Стихи Беллы Ахмадулиной прославились и в кино. Самые известные песни с ее словами звучат в фильмах Эльдара Рязанова: «Ирония судьбы или С легким паром» («По улице моей который год…»), «Жестокий романс» («А напоследок я скажу…»). Стихи поэтессы также звучат в рязановском «Служебном романе» («О мой застенчивый герой…»).

Белла Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже — женой Юрия Нагибина. В 1974 году она вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера, и прожила с ним до конца своих дней.

Белла Ахатовна была членом Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, почётным членом Американской академии искусств и литературы.

«После этой беды будет очень трудно оправиться»

Напомним, Белла Ахмадулина скончалась сегодня в подмосковном Переделкино. Ей было 73 года. До этого у нее случился сердечно-сосудистый кризис. В настоящее время решается вопрос о месте и времени проведения ее похорон.

Свои соболезнования родным и близким поэтессы выразил президент России Дмитрий Медведев.

Многие деятели российской культуры, будучи друзьями и знакомыми Беллы Ахатовны, уже высказали журналистам свои чувства по поводу ее утраты:

«Белла Ахмадулина была не только выдающейся поэтессой, но и прекрасным человеком, - отметил писатель Виктор Ерофеев в интервью «Голосу России». - Белла - это ключевая фигура поколения шестидесятников, самостоятельное светлое слово, великий поэт, любящий Россию, мучающийся болью за нее».

«Случилось огромное несчастье - не стало великого поэта, прекрасной женщины, верного друга, человека неслыханного обаяния, - цитирует «Российская газета» кинорежиссера Эльдара Рязанова. - Это ужасная потеря для нашей поэзии, для настоящей интеллигенции. Потому что эта женщина была чудом. Ей были дарованы Богом прекрасная внешность, изумительный голос, неповторимый поэтический талант. Она прожила жизнь безукоризненную, была эталоном чести, достоинства и веры в высокие идеалы.

Мы глубоко скорбим, потому что в нашей среде образовалась огромная черная дыра. Белла Ахмадулина была настоящим другом, я ее обожал. После этой беды будет очень трудно оправиться».

«Я помню ее в начале 60-х, когда ее стихи зазвучали как совершенно новое слово в поэзии, - сказал «Вестям» поэт Александр Кушнер. - Причем поэтический дар в ней совпал с артистическим даром. Она была прекрасна на сцене. Ее стихи, непосредственные, живые, были необычайно естественны. И в то же время, что свойственно Ахмадулиной, - она опиралась на русскую классику, даже на ХVIII век.

Ее словарь очень разнообразен, и такое впечатление, что ей, наряду, допустим, с Пастернаком, были нужны и Ломоносов, и Державин. Особенно замечательно, когда таким слогом владеет женщина. У нее была способность сочетать лирику с одической интонацией. И ее восхищение миром, восторг перед ним очень соответствовали этой одической тональности. В то же время это были живые, женственные, горячие стихи о любви».

Видео: youtube.com.
Фото: 
ajournaliv.ru, radikal.ru, moscowbooks.ru.

share
print