Истории

Химки в Петербурге?

Строительство «Западного скоростного диаметра» грозит обернуться экологической катастрофой. К таким выводам пришли петербургские ученые, ознакомившись с его проектной документацией. Свои доводы географы, акустики и другие специалисты представили на специально созванной пресс-конференции.

Прелести Диаметра
Автотрасса «Западный скоростной диаметр», в теории, призвана разгрузить центр Санкт-Петербурга. Именно по этой причине ее настойчиво именуют «городской автомагистралью».

ЗСД планируют провести от южного рукава Кольцевой автодороги до северного рукава - через Васильевский и Крестовский остров. Так она напрямую свяжет северо-западные, центральные и южные районы города, минуя исторический центр.

Добраться, к примеру, от проспекта Просвещения до аэропорта «Пулково» по скоростному диаметру будет делом, максимум, двадцати минут. Одновременно с этим в городе снимется и проблема грузового транспорта. Все фуры, идущие от Большого порта, смогут по новой трассе максимально быстро попасть за пределы Санкт-Петербурга.

Заказники не в счет?
Казалось бы, не может быть в городе проекта желанней. Тем не менее, по мнению некоторых петербургских ученых, строительство ЗСД вполне может обернуться экологической катастрофой. Дело в том, что северный участок автострады, идущий от Богатырского проспекта до Белоострова, на своем пути пересекает три заказника – Юнтоловский, Левашовский и Сестрорецкий.

Юнтоловский – это раз…
Сам факт строительных работ вдоль Юнтоловского заказника (и прилегающей к нему зоны отдыха) обернется для жителей Приморского района настоящим бедствием. Дорога (как минимум в шесть полос!) перекроет доступ любителям отдыха на свежем воздухе поближе к лесопарковым зонам.

Но это еще полбеды. Строительство трассы вызовет загрязнение территории, ее торфа, воды, которая потечет в сторону Лахтинского залива. Это обострит и без того острую экологическую ситуацию в Петербурге, считают ученые.

Левашовский – это два…
С Левашовским лесом ситуация принципиально иная. Его проектируемая трасса не просто касается, а рассекает на две половины, как в Химках. Тем самым автодорога уничтожит самый крупный в городе лесной массив, где, по словам Григория Исаченко, доцента кафедры физической географии и ландшафтного планирования СПбГУ, «обнаружены такие крупные млекопитающие, как лось, кабан и даже медведь». После возведения ЗСД, по мнению ученого, животных в этом лесу не останется.

Сестрорецкий – это три…
Сестрорецкий заказник автомагистраль коснется лишь краем. Но ничего хорошего это соседство также не предвещает. «Сток загрязненных вод в реку Черную и по торфяной залежи с последующим загрязнением озера Сестрорецкий разлив ухудшит условия существования растений и животных, в том числе редких и охраняемых» - говорится в официальном докладе Григория Исаченко и Андрея Резникова по ситуации с развертыванием ЗСД.

Жизнь под шум ЗСД
Ученые говорили не только о животных, но и о людях...

Во-первых, строительство ЗСД по принятому проекту грозит нанести серьезный урон не просто комплексу заказников, но одному из легких Петербурга, который и так задыхается от газовых выхлопов. Иными словами, дышать нам станет еще труднее.

Во-вторых, с шумоизоляцией у будущего проекта тоже не все гладко. По словам Андрея Ахматова, президента Восточно-Европейской ассоциации акустиков, «при проектировании транспортных потоков разработчики допустили ряд принципиальных нарушений и ошибок». В основном, это касается отхода от принятых в российском законодательстве норм, которые отметили специалисты. Вместе с тем отметим, что проект благополучно прошел экспертизу в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей.

Акустические экраны, призванные защитить жителей от «акустического дискомфорта», изначально предполагалось ставить как можно ближе к жилым домам. Фокус в том, что в этом случае звук, идущий от магистрали, рассеивался бы и огибал препятствие. Коэффициент полезного действия от данного экрана был бы минимальным.

С одной стороны позиция выступавших ученых сводится к тому, что при проектировке магистрали допущены нарушения.

С другой стороны, есть факт - модель Западного скоростного диаметра в 2006 году получила от датской консалтинговой фирмы COWI оценочное заключение с фразами о том, что проект «соответствует последнему слову техники».

Благодаря вмешательству Андрея Ахматова экраны в проекте переставили на место – как можно ближе к трассам, но полностью проблемы со звукоизоляцией это не снимет. Конечно, затычки для ушей жителям Приморского района пока покупать не стоит, но шума на северо-западе города все равно прибавится.

На прошедшей в четверг пресс-конференции «Химкинские леса Северной столицы» в Институте региональной прессы как раз обсуждались эти проблемы ЗСД. И был раскрыт один очень важный момент. Критики проекта не просто готовы к сотрудничеству с застройщиком. Они предлагают свой проект, свой маршрут, который, по их мнению, соответствует как интересам транспортников, так и экологическому благополучию петербуржцев.
 

share
print