Истории

Студенты-математики не знают дробей

Руководители технических вузов озадачены: абитуриенты, которые к ним поступают, все хуже и хуже знают математику.

Страна, которая хочет адекватно отвечать вызовам времени, должна опираться на хорошее математическое и естественнонаучное образование. К такому выводу пришла национальная комиссия, созданная в 1988 году в США по решению тамошнего министерства образования. Именно выводы этой комиссии легли в основу дальнейших реформ в области образования, которые проводятся «за океаном». По тому же пути идет ряд европейских стран. Наше, российское министерство образования до подобных выводов еще не дозрело. А вот руководители технических вузов уже начинают бить в колокола, говоря о том, что абитуриенты, которые к ним поступают, все хуже и хуже знают математику.

Низшая математика
О том, как обстоят дела сегодня, и что надо делать, чтобы переломить ситуацию, говорили на международной конференции, проходившей в стенах Петербургского государственного университета путей сообщения.

«Все не просто плохо, а очень плохо, - считает декан электротехнического факультета ПГУПС Валентин Ходаковский. - У нас средний проходной балл – 67, это выше, чем во многих технических вузах России. Но когда мы осенью проводим «входное» тестирование, эти баллы по математике падают почти вдвое. То есть, либо школьники за пару месяцев забывают все, что знали, либо составители заданий для ЕГЭ занижают планку. Мы считаем, что дело вовсе не в «забывчивости», а в качестве контрольных материалов. По сути, на экзамене проверяют не знания, а умение решать достаточно простые задачи. В результате выпускник поступает в вуз – и выясняется, что он даже дробей не знает. Это я не для красного словца, у нас действительно такие «кадры» попадались. И какая тут может быть высшая математика?

Инженеры недоученные
«Институт корпуса инженеров путей сообщения, из которого «вырос» наш университет, был образован в 1818 году, и уже тогда уделялось очень серьезное внимание преподаванию математики, физики, химии и других прикладных наук, - отметил в своем докладе ректор ПГУПС Валерий Ковалев. – Именно фундаментальные знания позволяют инженерам осваивать новые технологии. Но сегодня закладывать этот «фундамент» становится все сложнее – преподавателям приходится начинать с ликвидации тех пробелов в знаниях, с которыми к нам приходят абитуриенты, и в результате «часов» на высшую математику просто не хватает.
Ковалева поддержал председатель совета ректоров питерских вузов Владимир Васильев. «Для меня компетенция – это когда выпускник может решать проблемы, с которыми он не сталкивался. А это невозможно без фундаментальных знаний. Другое дело, что падение интереса к инженерному образованию отмечается во всех странах, и надо думать, что можно сделать в наших условиях», - сказал он.

"Про модернизацию можно забыть"
Думали два дня. Обменивались опытом преподавания различных разделов математики и физики, проводили мастер-классы, вместе с коллегами из школ говорили о профориентации и о возможных путях работы с ребятами, которые собираются «идти в инженеры». С другой стороны, в технические вузы Петербурга поступают ребята со всей России, поэтому, даже повысив уровень подготовки питерских абитуриентов, ситуацию кардинально не изменить. Да и школьные программы по математике и других важных для технических вузов предметов утверждают в Москве. Поэтому львиная доля рекомендация конференции адресована федеральным чиновникам. Правда, Васильев признал, что «до начальства достучаться непросто», но при этом призвал коллег не соглашаться с тем, что происходит, а доказывать свое. Коллеги с ним согласились. «Если мы сдадимся, то про модернизацию, о которой так много говорят сейчас власти, надо забыть, - звучало в докладах. – Ведь без инженеров мы не то что в космос не полетим – даже несколько остановок не проедем»…


 

share
print