Истории

Что изменит закон "О полиции"?

1 декабря в Госдуме пройдет первое чтение законопроекта «О полиции». Весь октябрь граждане оставляли комментарии к документу, часть из них были учтены. Социолог Элла Панеях, директор Института проблем правоприменения считает, что после того, как в проекте учли комментарии общественности, он стал лучше, но серьезной реформы правоохранительных органов он по-прежнему не предполагает.

«В новой версии нет многих одиозных вещей, которые были освистаны публикой. Убрали открытые концовки - к примеру, когда перечень необходимых документов закачивается словами «и другие», что фактически дает право полицейским требовать любые бумаги. Если до обсуждения проект был сочинением на двойку, то сейчас он стал сочинением на тройку.

Однако, тема сочинения не поменялась, оно по-прежнему о том, как сделать МВД еще более независимой и централизованной структурой. Новый закон не меняет структуру полиции, не дает контроль над ней местным властям и общественности. Главная задача этого документа – узаконить все то, что милиция и так делает, но пока втихаря, не официально.

По-прежнему сохраняется палочная система для рядовых сотрудников полиции: план по пьяным, ворам, и так далее. А это значит, что претензии общества к ним останутся прежними. Мы же их не любим не из-за того, что они плохо отчитываются, а за три конкретные вещи: отказ от регистрации преступлений, всякого рода жестокость и необоснованные задержания людей.

Можно было бы реально написать законопроект, который подразумевает реформу милиции, но его должны были писать люди, заинтересованные во внешнем контроле ведомства.

К примеру, если бы его писали правозащитники, а милиционерам было бы позволено только вносить поправки, тогда мы имели бы совершенно другой закон, и как следствие, другую милицию. Но это розовая мечта, никогда правозащитникам не дадут такой возможности. Именно поэтому закон меняет название, а, по сути, остается тем же, что и был.

Вот еще одно тому доказательство. Штат полицейских сокращается на 20 процентов, но это ровно та цифра, которая составляет нынешний некомплект. Таким образом, все остаются на своих местах и в новое ведомство переводятся автоматом, по письменному заявлению. Никакой чистки рядов и никакого обновления, аттестация сотрудников по-прежнему будет внутренняя.

Сохраняется институт участковых, за ними остается лицензирование частных детективов и ЧОПов, полицейским будет разрешено осуществлять охранную деятельность за деньги. Прописана обязанность проверять регистрацию, то есть беспричинные проверки документов на улицах останутся нормальной практикой. Для того, чтобы ведомство начало работать по-другому, необходимо сделать несколько вещей.

Первое, перевести милиционеров на местный уровень подчинения, чтобы отделения хотя бы наполовину зависели от финансирования муниципалитета. Это избавляет нас от ситуации, когда вся милиция - это единая корпорация. Второе: полностью запретить палочную систему. Третье: провести масштабное обновление кадров, как минимум устроить значительную перетасовку кадров, чтобы разрушились внутренние системы круговой поруки».

Что убрали:

1. Состав и структура полиции определяются президентом

2. Вычеркнули право полицейского не представляться и не объяснять своих действий в тех случаях, когда это «невозможно либо неуместно»; (то есть фактически никогда).

3. Лицо, подвергнутое задержанию, вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) с момента водворения его в специально отведенное помещение.

4. Требования сотрудника полиции и предпринимаемые действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное. Полный список поправок есть здесь.

share
print