Новости

Страна без лозунгов

Сегодня утром посмотрел видео с последней организованной властями СССР демонстрации на Красной площади. Прошла она 20 лет назад, 7 ноября 1990 года. Современные технологии – например Youtube – дают замечательную возможность оглянуться в прошлое, то есть – подумать о настоящем.

Оглянулся. В ноябре 1990-го мне было почти 25. Как много я забыл! Трудящиеся, в последний раз организованные ЦК КПСС, шли по площадям под лозунгами, которые вполне могли бы прозвучать и сегодня. Вот некоторые: «Безработице – нет», «Нет – снижению жизненного уровня», «Дельцов теневой экономики – к ответу!», «Собственность – для народа, а не для мафии», «Ельцин, руки прочь от Курил»… А где-то неподалеку собирались тогдашние антикоммунисты, бывал среди них и я.

А сколько еще всего – запущена программа Явлинского «500 дней», в городах перебои с хлебом. Белоруссия выходит на внешние рынки в обход союзных властей, начинается заваруха в Приднестровье. Народный депутат Уражцев предсказывает военный путч. В Москве учреждена фондовая биржа, на Невском открывается магазин фирмы «Ланком», в котором французская косметика продается за рубли. Наконец, 7 ноября ленинградец Шмонов на Красной площади стреляет в Горбачева из двустволки… Какая пружина сжималась.

И вот прошло 20 лет. Мне скоро 45. К собственному удивлению, я снова хожу на манифестации – 31 числа каждого месяца. Не потому, что сочувствую какой-нибудь партии, а просто считаю, что право на свободу собраний надо как-то поддержать. В гущу, конечно, не лезу, но все-таки.

Был и на последней, думал о приближающихся круглых датах, сравнивал. В 1990-м митинговали коммунисты – отдельно, антикоммунисты – отдельно. Позднее крайности слились в нечто единое – тогда появилось определение «коммуно-фашисты». На нынешних протестных собраниях мы наблюдаем что-то уж совсем невозможное – либерало-коммуно-полуфашистов. Вот в какие игры играет жизнь.

Интересно сейчас и с лозунгами. Их почти нет. Время от времени кто-то заводит про «Россию без Путина», его вяловато поддерживают. Когда омоновцы в пыльных шлемах тащат задержанных в автобус, толпа – и я вместе со всеми – начинает скандировать: «Позор! Позор!» Это звучит куда убедительнее, чем про Россию без Путина.

И я задумался – а кому, собственно, «позор»? Омоновцам, которые делают свою работу – как мне кажется, без огонька, за что им спасибо. Политикам, которых сами выбрали? Согражданам, которые мирно сидят в кафе в непосредственной близости от всех этих страстей?

И у меня есть устойчивое ощущение, что «позор» мы кричим сами себе. Увы, 20 лет – насмарку.

share
print