Истории

Давайте бороться с ямами!

Глубина дорожных ям имеет свой стандарт, и если яма не соответствует ГОСТу, ее обязаны ликвидировать. Узнав об этом, блогеры объявили ямам войну.

  • 2_115_4_01a.jpg
  • 2_115_4_03a.jpg
  • 2_115_4_04a.jpg
  • 2_115_4_05a.jpg
  • 2_115_4_86a.jpg
  • 2_115_4_87a.jpg
  • 2_115_4_92a.jpg
  • 2_115_4_93a.jpg
  • 2_115_4_95a.jpg
  • 2_115_4_96a.jpg
  • 2_115_4_98a.jpg
  • 2_115_4_99_1a.jpg
  • 5_61a.jpg
  • 14_70a.jpg
  • 15_71a-280.jpg
  • 16a.jpg
  • 117_2_79a.jpg
  • 117_2_80a.jpg

15х60х5 – это предел

Как это ни странно звучит, ямы могут соответствовать либо не соответствовать стандарту, закрепленному в требованиях ГОСТ.

Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. Предельные же размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Сроки, отведенные ГОСТом на ликвидацию повреждений, выходящих за рамки нормы, составляют от 5 до 10 суток.

В тех же правилах можно найти, между прочим, и пункты о том, что снег с улиц и дорог города должен быть убран в течение шести часов с момента окончания снегопада, и что крышки люков и верх трамвайных рельсов не имеют права отклоняться от уровня дорожного покрытия больше чем на 2 см, а дорожная разметка должна быть различима в любое время суток, и еще много интересных и важных установок.

Понятно, что большинство из этих правил существуют лишь на бумаге. Но с другой стороны, их никто не отменял. Они действуют и в любой момент могут стать основанием для того, чтобы хотя бы попытаться исправить то, что в принципе должно быть исправлено.

Что же для этого нужно?

Шаг первый: прогулка с линейкой

Петербуржец Александр Козьмин, живущий на улице Савушкина, ежедневно «любуется» на ужасающие ямы.

«Дорожное покрытие здесь уже давно не в лучшем состоянии. А после прошедшей «аномально» снежной зимы дело совсем усугубилось, - объясняет он. - Дороги по факту не чистились и не убирались. В итоге снег накапливался, превращаясь в толстенный «слоёный пирог». Естественно, после оттепели и таяния снега асфальт на дорогах во многих местах был разрушен. Где-то залатали, а там, где это не с «лицевой стороны» основных трасс – бросили».

Но перепрыгивать и объезжать это безобразие больше нет сил. Сегодня Александр вышел на прогулку вокруг дома с фотоаппаратом и линейкой (см. фоторепортаж). Это первый шаг к тому, чтобы заставить ответственных за дороги чиновников, наконец, пошевелиться.

На снимках – несколько наиболее выдающихся ям возле домов № 115/4, 115/3 и 117/2 по улице Савушкина. Замеры показали: глубина практически всех ям больше 10 сантиметров, а ширина и длина – от метра до трех.

Блогеры плющат жуликов

То, что бороться с ямами вполне реально, уже доказано блогерами из разных городов, неоднократно поднимавшими эту тему на своих форумах, в ЖЖ и на других ресурсах. Не так давно коллективную войну против ям объявил известный блогер Алексей Навальный.

В своем ЖЖ navalny рассказал о «простом чуваке» Федоре Езееве из города Красногорска, который «в отличие от всех нас не поленился и не сказал себе «я слишком занят для этого», а решил пнуть систему. И пнул так, что ухабов на дороге рядом с домом больше не стало.

Оказалось, все достаточно просто. Погуглив уже упомянутый «дорожный ГОСТ», Федор прогулялся до ямы с линейкой, выяснил, что в стандарты эта яма никоим образом не вписывается, и написал об этом письмо в местное ГИБДД.

Результат превзошел все ожидания: из ГИБДД прислали целых два ответа, в которых говорилось, что в ходе проведенной проверки установлены определенные нарушения, возбуждено дело об административном нарушении в отношении городской администрации, и что ей же предписано устранить оные.

Самое удивительное и приятное - ямы, на которые пожаловался Федор, вскоре после этого исчезли.

Порадовавшись успеху красногородского товарища, Навальный призвал читателей своего ЖЖ последовать примеру Федора и в едином порыве «создать целый массив подобных разбирательств», дабы «динамично плющить жуликов», фотографируя ямы на дорогах и отсылая в ГИБДД заявления с требованием их убрать.

Шаг второй: заявление в ГИБДД

По закону контроль за соблюдением требований к состоянию автомобильных дорог возложен на ГИБДД. В отделениях ГИБДД есть инспекторы, которые должны контролировать состояние дорог и отмечать появление каждой новой ямы. Кроме того, обнаружив яму или ухаб, они имеют право вынести постановление по делу об административном правонарушении о наложении штрафа на руководителя дорожной службы в размере от 2 до 3 тысяч рублей.

Заявление в ГИБДД можно написать своими словами, главное – сослаться в нем на конкретные пункты ГОСТа Р 50597-93, которые нарушены, указать точное место расположения дорожных повреждений и потребовать в установленные сроки ликвидировать их и наказать виновных в том, что этого не было сделано раньше.

Образцы заявлений можно найти здесь или здесь.

Вот несколько советов по составлению и отправке таких заявлений, опубликованные на сайте Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов».

Фотографируя яму желательно сделать и крупный план, и общий вид с привязкой к окружающим зданиям, перекрестку, светофору и т.п. При фотографирования крупного плана в яму рекомендуется положить масштабирующий предмет, например, открытую рулетку, линейку, спичечный коробок.

Заявление нужно написать в двух экземплярах. Один из них отправляется заказным письмом адресату (проследите, чтобы на квитанции был четко прописан адресат - ГИБДД. Квитанцию нужно сохранить.

Если на заявление получен положительный ответ (предписание выдано, дело возбуждено), но повреждение дорожного покрытия не заделано, то спустя пару недель следует подать заявление еще раз.

Если же на заявление получена отписка (нет денег на ремонт), либо ответа нет и повреждение не заделано, то следует подать еще одно заявление в ГИБДД субъекта федерации, его образец здесь.

Если спустя еще месяц ответ так и не получен, а яма не исчезла, то придется писать уже в Главное Управление ГИБДД. Однако чаще всего до этого не доходит.

Больше шума - меньше ям

Сложно сказать, сколько именно случаев успешной борьбы с ямами произошло по призыву navalny, кто сделал это до, а кто после этого нашумевшего поста в ЖЖ, но волна пошла.

О своих победах над бездорожьем и разгильдяйством писали, к примеру, блогеры karpovs, wken и многие другие. В различных сообществах создавались движения борцов с ямами. Десятки форумов объявляли подобные «кличи», распространяли образцы заявлений и выписки ГОСТов, а сотни их завсегдатаев, вооружившись линейками и «мыльницами», вступали в эту борьбу.

Среди успешно проведенных подобных компаний – акция, организованная на городском портале города Кирова-Чепецка: минувшим летом там был организован сбор подписей под коллективным обращением в районное отделение ГИБДД.

За час было собрано больше 100 подписей. К обращению были приложены фотографии ям. А спустя месяц портал подвел итоги этой акции, опубликовав снимки заасфальтированных ям и рассказав о том, кто и как был наказан за выявленные нарушения.

А на одном пермском форуме местный «Дорожный дозор» создал интерактивную карту, на которой любой посетитель форума может отметить место, где он увидел яму или другой изъян.

К настоящему времени карта испещрена отметками, по каждой из которых уже есть информация: устранена ли проблема и в какой степени.

*  *  *

Хорошие примеры заразительны. Предлагаем всем нашим читателям подключиться к «движению против ям», не полениться и сделать описанные в этой статье два несложных шага к их устранению. И потом обязательно рассказать нам, что у вас получилось! Пишите: [email protected].

share
print