Истории

Малые театры уезжают за границу

В городе сложилась абсурдная ситуация: камерные театры охапками берут "Золотые Маски" и "Золотые Софиты", но их спектакли идут за границей. Театры лишаются помещений, выживают как могут или закрываются.

Город может потерять еще один камерный театр

В театре «За Черной речкой» актеры передают друг другу термос, чтобы согреться чаем. Здесь проходит фестиваль камерных театров «Арт-окраина», а в театре нет света. «Люди приезжают из других стран, нам стыдно» - говорит Сергей Гвоздев, директор театра. Перекрыл рубильник председатель ЖСК. По его словам, актеры - захватчики, ведь помещение им не принадлежит. Это так: раньше арендатором помещения была администрация района.

Потом чиновники потеряли права арендаторов, и театр оказался вне закона. «Мы просили сделать нас государственным театром – отказали. Просили помещение в аренду – нам почему-то отвечали, что это невозможно» - говорит Сергей. Отсюда - проблемы с монополистами и ЖСК. Сейчас КУГИ наконец согласился на аренду, но это процесс долгий. А подключать электричество никто не торопится. Спектакли идут благодаря спешно купленному генератору. «Мы будем стоять и играть до конца!» - храбрится Олег Мендельсон, худрук театра. Тем временем ЖСК уже подало заявление в милицию с требованием выселить актеров.

Театры из 90-х по-прежнему «крутятся»

В 90-е годы новые экспериментальные театры образовывались один за другим, их появилось больше 300. Сейчас выживших – единицы, скажем, тот же театр «За Черной речкой», «Бродячая собака», «АХЕ» (хотя в театральной тусовке ходят слухи о желании театра уехать за границу). Выехали за рубеж на совсем театр «Дерево», «Шарманка».

Один из театров, выживших и оставшихся в Петербурге - «Комик-Трест». Правда, несмотря на почти 20-летнюю историю и множество театральных наград, у театра до сих пор нет собственной сцены. Наталия Фиссон, актриса театра, поделилась: аренда даже небольшого зала в городе берет от 50 процентов прибыли от спектакля.

Но когда зал арендован, встает другая проблема – реклама. Цена за афишу, вывешенную в городе, одинакова как для звезды мировой сцены, так и для маленького театра. «Комитет по культуре дает квоты на какое-то количество афиш, но их надо еще получить» - говорит Наталья. Вся реклама держится на неформальных связях с журналистами.

И тем не менее, работа «в ноль» прибыли – дело обычное. Секрет выживания «Комик-Треста», по мнению Вадима Фиссона, художественного руководителя, в том, что у театра есть спектакли, с которыми можно показаться везде: это и клоунада, и уличный театр, и кабаре. Также театр сделал ставку на совместные проекты с зарубежными театрами и часто пропадает на гастролях.

Новые театры, ау!

В 2008-м году в Петербурге в Выборгском районе появилась уникальная в своем роде театральная Лаборатория «Театрика». Молодые актеры провозгласили свой принцип: доказать, что театром можно заработать. Они сняли помещение на Институтском проспекте по коммерческой цене (другой им никто не предложит), назвались «Центр культурных инициатив «САД».

Чего здесь только не творилось за три года: театральные эксперименты с участием зрителей, поэтические марафоны, мастер-классы по игре на диджериду, игровые корпоративные тренинги и детские праздники. Актеры пытались жить и зарабатывать как могли. «В результате мы устали и съехали, - призналась Карина Пронина, арт-директор лаборатории. - На данный момент репетируем и играем на многочисленных фестивалях и частных мероприятиях, куда нас зовут. Собственной площадки у нас нет».

Актеры подумывают о том, чтобы уехать за границу и жить там.

Ситуация типичная. «Мы показываем себя только на фестивалях, международных и российских. У нас нет денег на аренду и выпуск полноценного спектакля, нет спонсоров. У районных властей мы ничего не просим - не хотим, чтобы нас обязывали выступать на каком-нибудь «празднике урожая»» – объясняет Александр Любашин, хореограф молодого театрального проекта «ёd physical theatre». Не секрет, что у многих молодых театров нет даже регистрации – у актеров нет желания и сил мотаться по кабинетам и собирать бумажки. А без регистрации им не дают гранты.

Коллективы варятся в собственном соку, оставаясь неизвестными массовому зрителю, при этом имея даже уникальные спектакли, которым аплодируют за рубежом..

Вадим Юрьевич Гололобов, директор театра «АХЕ»: Конечно, каждому театру не дашь по личной сцене. Но есть театры, которые работают не один год, любимы зрителями и заслужили свой дом. «Многотеатральность» города – это та питательная среда, где рождаются смелые эксперименты, различные новые формы, жанры, где каждый зритель и актер может найти что-то свое. Это независимость от всего мейнстримового, классического, от жесткого репертуара. Многие режиссеры, слава которых сейчас гремит на весь мир, начинали именно в малых театрах.

Жанна Зарецкая, театральный критик, член комиссии по поддержке негосударственных учреждений культуры в комитете по культуре администрации города:

Комитет по культуре сейчас делает для негосударственных театров гораздо больше, чем раньше. И в будущем, думаю, поддержка негосударственных театров станет более ощутимой. Уже создана комиссия по поддержке негосударственных учреждений культуры, она выдает гранты. Каждый театр может претендовать на эту помощь. В прошлом году выдано грантов на 12 миллионов рублей, это беспрецедентная, немалая сумма.

Также комитет советует – идите в районы, администрации могут найти неожиданные варианты - помещения, комнаты, где можно организовать сцену. Тогда комитет попробует договориться о льготной аренде. В городе недавно был принят региональный закон о культуре, и там впервые утверждено, что одним из приоритетов городской политики в сфере культуры станет поддержка именно негосударственных учреждений. Также, как известно, ожидается закон о частном государственном партнерстве, где будут прописаны льготы спонсорам за поддержку некоммерческих организаций. Хочется надеяться, что это облегчит жизнь малым театрам.

share
print