Партнерский материал

Рынок требует реанимации колледжей

Многие абитуриенты задаются вопросами: что же такое колледж, какие возможности открываются перед выпускниками колледжей, достаточно ли образовательной программы колледжа для устройства на интересную работу? Попробуем ответить на эти и некоторые другие вопросы.

Основная цель и философия работы колледжей - дать среднее профессиональное образование всем желающим. Далее выбор остается за выпускником: посвятить себя освоению профессии или продолжить образование в вузе. Для каждого желающего колледж может стать необходимым мостиком между получением среднего образования и поступлением в университет, поэтому выбор учебного заведения является отправной точкой для дальнейшего жизненного пути и каждый абитуриент должен очень серьезно отнестись к этой проблеме.

Направлений и программ обучения в колледжах, как правило, очень много. Иногда они представляют разные "грани" одной профессии. Например, в области информационных технологий это могут быть программы по программированию, web-дизайну, обслуживанию компьютерных сетей. Порой же предлагается более десятка разнообразных специальностей, внутри которых выделяются направления. К числу предложений также относятся программы общего образования или занятия по английскому языку. По окончании обучения в колледже слушатели получают либо сертификат (обычно соответствует одногодичным программам), либо диплом (двухгодичные программы). В отдельных случаях есть даже возможность получить степень бакалавра, но для этого нужно проучиться четыре года. Сегодня колледжи стараются представить максимальный спектр всех программ и специализаций, поэтому есть полная возможность реализовать себя как личность. Колледжами предлагаются и краткосрочные программы, и программы повышения, и короткие семинары и тренинги – все это по желанию абитуриента.

Вы никогда не задавались вопросом, почему сейчас не менее 10% школьников Санкт -Петербурга идут именно в колледжи? Во-первых, обучение в них стоит значительно дешевле, чем в университете. При этом диплом колледжа в отдельных случаях позволяет приступить к занятиям в университете сразу со второго, а иногда и с третьего курса.

При этом студент уже имеет специальность, которая позволяет ему самому зарабатывать деньги на продолжение учебы и совмещать её с работой. Во-вторых, обучение в колледже дает дополнительную возможность выбора. После него можно идти работать или учиться, а может стоит призадуматься и вообще сменить специальность. Поэтому ситуации, когда студент, осознав на третьем курсе, что выбранная специальность ему не подходит, но с упорством достойным лучшего применения продолжает учиться только для получения корочки, встречаются там гораздо реже. Третья причина - это обстановка. Обучение в колледже в силу меньшего количества студентов более индивидуально.

Приведем несколько примеров. В Санкт-Петербургском архитектурно-строительном колледже студенты могут получить образование по дневной и заочной формам обучения. За годы работы колледж подготовил более 32 тысяч специалистов, успешно работающих в проектных и строительных организациях, архитектурных мастерских и дизайн студиях Санкт-Петербурга, России и других стран.

В Высшей школе народных искусств воплощена уникальная система непрерывного профессионального образования в области традиционного декоративно-прикладного искусства. Школа представляет собой многоуровневое образовательное учреждение высшего профессионального образования, включающее колледж, а также классы средней общеобразовательной школы-интерната с углубленным изучением народного декоративно-прикладного искусства и иностранных языков.

Крылатое выражение «теория без практики - мертва» в полной мере нашло свое отражение в учебном процессе Санкт-Петербургского полицейского юридического колледжа – «ИнтерПолисКолледж». Учащиеся данного образовательного учреждения, получив теоретические знания, закрепляют их на практике. Стажировка в правоохранительных органах Санкт-Петербурга и зарубежных стран, обучение стрельбе из огнестрельного оружия, основам самообороны, прыжкам с парашютом, подводному плаванию и многому другому дает возможность учащимся подготовиться к решению конкретных практических задач.

«По данным за 2008 год 34% выпускников средних специальных учебных заведений продолжили свое образование», - говорит председатель Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга Андрей Максимов. - Как за рубежом, так и у нас есть ССУЗы, созданные при университетах, которые позволяют потом автоматически зачислить студента колледжа на второй или третий курс университета. В Петербурге таких колледжей около 15. Например, закончив дневное отделение ГОУ Колледж телекоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, студент может получить высшее образование по сокращенной программе: 2,5 года колледж + 3,5 года университет».

Поэтому не удивительно, что конкурс в этот колледж на фоне остальных был одним из самых высоких в городе - 4 человека на место.

Главная задача колледжа туризма и гостиничного сервиса Санкт-Петербурга - подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и умеющих ориентироваться в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Сегодня колледж делает все возможное, чтобы его выпускники могли занять достойное место в обществе и максимально проявить себя в практической деятельности.

Наибольшие проблемы испытывает колледжи, в которых осуществляют подготовку специалистов для легкой промышленности. Этих специалистов в нашем городе осуществляет подготовку Инженерная школы Одежды (ул. Звездная д. 7 ) и колледж Санк – Петербургского государственного университета Технологии и Дизайна ( ул. Цветочная д. 8). К сожалению легкая промышленность в Санкт – Петербурге испытывает серьезные трудности как по производству продукции, так и по сбыту произведенной продукции. Очень серьезную конкуренцию им составляют товары из Юго – Восточной Азии и Китая. Об этих и других проблемах легкой промышленности много было сказано на торжественном заседании в Инженерной школе одежды, посвященному празднованию 13 июня Дня работника легкой промышленности. Многие выступающие отмечали, что потенциал предприятий Санкт – Петербурга позволит выйти этой отрасли из кризиса.
Учреждения среднего профессионального образования (СПО) есть также при Государственном университете аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна (СПбГУТД), Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики (СПбГУСЭ), Петербургском государственном университете путей сообщения, Санкт-Петербургском государственном горном институте, Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики и в некоторых других высших учебных заведениях. Помимо таких колледжей-факультетов СПО в Санкт-Петербурге имеются и учебные заведения, заключившие договора с вузами о возможностях поступления выпускников колледжей на льготных условиях. «У нас заключен договор с СПбГУСЭ», - рассказывает директор Санкт-Петербургского колледжа парикмахерского искусства и декоративной косметики «Локон» Оксана Черная. – «Учащиеся последнего курса колледжа могут параллельно учиться в СПбГУСЭ на любых, в том числе и на управленческих специальностях. Для проведения вступительных экзаменов преподаватели приезжают прямо в колледж, а после выпуска ребятам остается отучиться в университете всего 2,5 года».

Санкт-Петербургский технический колледж участвует в международной программе Microsoft IT-Academy. В нём каждый желающий может повысить свою квалификацию в программных продуктах ведущего мирового разработчика — фирмы Microsoft. Академия предоставляет уникальную возможность приобрести знания и навыки в различных областях информационных технологий. По окончании Академии выдается официальный документ государственного образца о повышении квалификации, а так же именной сертификат Академии Microsoft о прохождении курсов. Петровский колледж осуществляет сотрудничество в рамках международных проектов, что позволяет производить обмен специалистами и отправлять студентов за границу на стажировки для получения бесценного опыта. Наличием ежегодного конкурса и практически 100% трудоустройство выпускников подтверждает востребованность специальностей колледжа рынком.
Сегодня многие средне профессиональные образовательные учреждения дают и более широкие возможности выбора - например, у «Инженерной школы одежды» заключены договора с тремя вузами - СПбГУСЭ, СПбГУТД и СПбГУ. А после Факультета № 13 при ГУАПе, можно поступить на льготных условиях сразу в один из пяти вузов: помимо самого ГУАПа, это Санкт-Петербургский институт машиностроения, Санкт-Петербургский технологический институт сервиса, Санкт-Петербургский государственный технический университет и Санкт-Петербургская государственная инженерно-экономическая академия.

Ну а то, что поступить в медицинский университет или академию гораздо легче, уже имея среднее специальное медицинское образование – факт известный. «Многие идут в медицинские колледжи, чтобы потом стать врачами», - рассказывает директор ГОУ СПО «Санкт-Петербургский акушерский колледж» Леонид Дымченко. – «Но помимо этого они могут получить высшее сестринское образование и потом, например, руководить штатом медсестер при больнице».

Сегодня в Санкт-Петербурге работают 92 учебных заведения среднего профессионального образования. Таким образом, тем абитуриентам и родителям, которые сделают выбор в пользу колледжа, есть из чего выбрать и над чем подумать. Главное чтобы этот выбор был сделан своевременно и осознанно.

share
print