Истории

А что вы читаете своим детям?

С тех пор как я начала читать ребенку детские книги (для малышей они чаще всего стихотворные) меня стало мучить странное чувство.

Сначала оно было настолько смутным, что обозначить его можно было лишь образно: будто от стиха к стиху жую пресную перловую кашу, ничего не запоминается, а в голове вертится слово «мелкотравчатый».

Надо сказать, что при покупке детских книг как истинный представитель общества потребления я поначалу отдавала предпочтение ярким обложкам с милыми зверушками, крупными картинками и толстым картоном, не обращая особого внимания на имена авторов.

Стихотворные тексты в них были пусты, скучны, рифма частенько хромала. Было очевидно, что, скорее всего, они просто подогнаны под картинки, но зато покрытый лаком картон не мялся.

Конечно, критиковать других всегда проще, чем делать что-то самому, к тому же писать для детей – дело совсем не простое, требующее особого душевного настроя, мировосприятия и таланта.

Ведь детский автор должен обладать сразу двумя редкими способностями: умением взглянуть на мир глазами ребенка и объяснить сложные вещи и явления большого мира самыми простыми словами, понятными малышу.

Всем известно, что проще сказать сложно о простом, чем просто о сложном. Детский поэт должен обладать еще и третей способностью – слова в стихи складывать. Ни одним из перечисленных талантов авторы купленных книжек, похоже, наделены не были.

Волей-неволей я стала крепнуть в мысли, что современное детское стихосложение – самое слабое звено в индустрии детского книжного издательства, удел творчески несостоятельных, занимающихся бездумным рифмоплетством.

Но вот недавно мы купили в дорогу очередную книжку – стихи «Трезор» Сергея Михалкова. Купили и – литературно было бы написать обомлели, но я вам скажу попросту – офигели!

Семь часов в поезде прошли незаметно. Всю дорогу перечитывали коротенькую простую историю про щенка Трезора, которого хозяева оставили взаперти и без надзора, за что жестоко поплатились полной разрухой в доме.

Наш несмышленый слушатель – о, чудо – не пытается порвать, выкинуть книгу или сесть на нее пятой точкой. Частенько нахожу ее у сына под подушкой – читаем «Трезора» перед сном, а потом он укладывает книгу с собой. Редкий обед обходится без этих стихов.

Феномен «Трезора» оказался прост: рифма звонкая и четкая, действие динамично развивается, а не топчется на месте.

Это лаконичный самодостаточный рассказ в стихах, по большому счету ему даже не нужны иллюстрации, в отличие от современных псевдопоэтических новоделов. Более того, эти стихи – не чета сочиненным на скорую руку виршам - легко запоминаются.

Таким долгим путем пришла я к пониманию простой истины: не все то литературное золото, что блестит яркими красками и глянцевой обложкой с прилавков книжных гипермаркетов. А призыв «Читайте классику, господа!» как нельзя более применим к детской литературе.

Думаю, среди современных пишущих для детей авторов, конечно же, немало людей талантливых и добросовестных.

Да и авторы смутивших меня текстов тоже, наверное, старались, пусть и в меру своих сил: ведь, как верно подметил один из родителей-участников интернет-дискуссии на эту тему, «большинству таких стихов нечего предъявить, кроме их удручающей кособокости».

Делитесь, какие вы читаете книжки своим детям!

 

 

share
print