Истории

Воруют - все! Продуктовая база

Все мы клеймим разными нехорошими словами олигархов, разворовавших всю страну и продажных чиновников, «распиливающих» бюджетные средства. Однако, положа руку на сердце, кто из нас самих-то не грешен?

«Скажите, в двух словах, что происходит в России?»
«Воруют…….».

Исторический анекдот, приписывается
Карамзину Н.М.

 


Нет, есть, конечно, разница в масштабах, это да. Но какими бы ни были эти самые масштабы, большинство россиян, увы, охотно и увлеченно занимается тем, что во всех толковых словарях именуется прямо и недвусмысленно – воровство.

Воруют – везде!

Молодость у меня была достаточно бурная и, как следствие этого, пришлось мне освоить массу профессий и сменить множество мест работы. Так вот, утверждаю категорически – воровали везде! Где-то, конечно, больше, где-то меньше, где-то открыто и внаглую, где-то аккуратно и по сложным схемам… Но – везде!

Итак, часть первая – продуктовая база. На продуктовой базе я работал грузчиком, так уж сложились в ту пору жизненные обстоятельства. Профессия грузчика, вообще, довольно опасная (в плане алкоголя), но, вместе с тем и располагающая к размышлениям – руки, когда приноровишься, работают уже автоматически, а голова, соответственно, свободна. Таким образом, уже где-то через полгода работы я довольно ясно представлял себе кто и как «зарабатывает» на этой самой базе.



Специфика работы грузчика

Грузчики….Ну, грузчики, естественно, наименее привилегированная в этом плане прослойка. Сунуть в карман пару яблок или, там, банку тушенки – это, конечно обязательно. Вроде и мелочь, но грузчиков-то человек двадцать-тридцать. И если каждый возьмет по паре помидор (ну, пару на закуску, пару домой), то набежит уже прилично. При случае поставить в машину на погрузке лишний ящик – тоже бывает. Но это уже надо, чтобы водитель был «свой» и кладовщик отвернулся. Если все прошло, то вечером водитель привезет деньги (безбожно мало, кстати) или бутылку, это уж кому как нравится.

Думаете, недостача будет по складу? Ничего подобного. Кладовщики и начальники складов смотрят на это сквозь пальцы, главное, чтобы не зарывались. В конце недели, кстати, каждый грузчик у нас складе получал от кладовщика пакет с овощами и фруктами, скажем так, полуофициально. И охрана пропускала с такими пакетами без проблем – потому что тоже их получала.

Ну, это специфика работы на весовом складе, на складах, где товар штучный (коробки различные – консервы, соки, молоко…) немного по-другому дело обстоит. Там для грузчика не воровать – просто глупо и невыгодно. На таких складах время от времени проводят переучет, причем проводят без отрыва, так сказать, от производства. Т.е. машины грузятся – разгружаются, товар переставляется с места на места, движение полным ходом идет…… Насчитать можно много чего в такой обстановке! Как правило, вылезает недостача. Так вот ее, эту недостачу, просто тупо раскидывают на всех грузчиков. Причем раскидывают пропорционально количеству смен – кто больше работал, с того и вычитают больше. Верно говорят, все гениальное – просто. Да хоть обворуйтесь тут!


И кладовщика…

Так вот, не будет никакой недостачи на весовом складе, потому что кладовщики тоже делом занимаются, а не просто товар принимают-отпускают. Здесь схема такая. Приходит, скажем, фура с картошкой, 20 тонн. Начинается торг с поставщиком – сколько процентов он даст на брак («на гниль», как говорят). Чтобы давал меньше трех процентов – не помню такого. У особо несговорчивых можно и завернуть машину, не принимать. А 3% от двадцати тонн – это около шестисот неучтенных килограммов и фур таких в день – ну никак не меньше двух. С фруктами немного по-другому. Здесь торг идет по поводу веса тары. Весит, допустим, ящик двести грамм, а кладовщик при приемке считает как двести пятьдесят. А при отгрузке впоследствии – как сто пятьдесят. Такая вот вилочка изящная – и с каждого ящика грамм сто-сто пятьдесят выходит в «чистую прибыль» кладовщика. Все поставщики об этих «поборах», конечно же, прекрасно осведомлены и, соответственно, закладывают их в стоимость товара.

Хорошо быть кладовщиком!

Куда излишки девать? Меньшую часть вынесут грузчики. А большую – особо доверенным водителям погрузят, которые ее успешно и реализуют. Охрана при выезде с базы водителей не тормозит (про пакеты полуофициальные не забывайте).
Кладовщиком хорошо работать! Я так понимаю, что наши складские тетушки в магазин вообще не ходили, незачем было. Помимо вышеописанных «приработков» каждую пятницу подъезжали на базу их мужья и так и курсировали от склада к складу – на одном мяско загрузят, на другом овощи-фрукты, на третьем – бакалею всякую.

Высокое начальство многое «не видит»

И самое высокое начальство на эти шалости тоже внимания не обращает. Потому что на складе – полный ажур, зарплаты у всех копеечные, а тендер на поставку уже выигран и в цену той же самой картошки уже забиты все эти фокусы.

Кстати, высокое начальство вообще на многое внимания не обращает. Мы вот, например, отгружали продукты в различные детские учреждения. Медкнижек, однако, не было практически ни у одного грузчика. Да большая часть грузчиков и официально-то не была оформлена. А уж какая-нибудь санитарно-ветеринарная экспертиза продуктов – так это вообще из области фантастики! Ни разу не видел.

А потому, что так – выгоднее!

В общем, все «при деле» - грузчики, водители, охранники, кладовщики…. «А что делать? Зарплата копеечная, надо как-то крутиться» - каждый из нас хоть раз в жизни да произнес эту фразу, согласны? Это, конечно, нехорошо. Но вот парадокс – большинство работодателей сами просто не заинтересованы в прекращении всего этого бардака! Наладить четкий и бесперебойный контроль, положив при этом достойные зарплаты людям – все это долго и экономически невыгодно. Куда проще, выгоднее и быстрее забить все эти «издержки производства» в цену товара и без того, к слову, немаленькую. Плюс ко всему это и отличный инструмент управления – уволить можно каждого, грешки за всеми числятся. И зарплату задерживать можно, и премии лишать – никто и не пикнет!

Такая вот продуктовая база. Миниатюрная модель нашего государства.


 

share
print