Истории

Почему мужчины не идут работать учителями

Школа превратилась в территорию женщин. Чем это может обернуться?

Школа, где все решает женщина, нарушает представление детей о женском и мужском. На том сошлись мужчины-учителя, которые собрались поговорить о своих проблемах на круглом столе «Мужчина в образовании».

Сегодня в петербургских школах работает 35893 женщины-педагога и только 4027 мужчин. Сильный пол составляет всего 10 процентов. Причины такого положения различные. Самая очевидная - маленькая зарплата. Однако Вячеслав Черзин, учитель истории с 15-летним стажем, считает: мужчин в школе мало не поэтому, а потому что женщины-педагоги выживают их из школы.

«Это два полюса, - считает он. - Мужчины идут в педагогику в первую очередь из-за любви к предмету, они идеалисты. И задачу видят в том, чтобы обратить детей «в свою веру». В отличие от женщин, у которых на первом месте воспитание».

По мнению Черзина, педагог-мужчина хочет свободы творчества. А женщина - практик, ей важно внешнее соблюдение норм. Всевозможные программы, стандарты, правила, документация - это стихия женщин. Из-за обилия всего этого, считает учитель, сейчас в школе мало мужчин. Чем это грозит? Прогноз педагогов - феминизация мальчиков. Женщины-учителя часто опираются на послушных девочек-отличниц, это просто и удобно, отмечает Вячеслав Черзин. Но мальчики тоже хотят понравиться учительнице - а это проще сделать, демонстрируя женские черты.

По словам Вадима Пугача, учителя русского языка и литературы, такое соотношение вредно и девочкам. Они видят образцы сильных и умных женщин-учителей, а мужчины среди педагогов - люди редкие и голоса не имеющие.

«Если учесть, что многие дети растут в неполных семьях, можно представить, какие последствия будут иметь в их судьбах такие перекосы», - говорит филолог.

Другое следствие недостатка мужчин - огромное количество неформальных, конфликтующих групп, в которые объединяются мальчики. Они выбирают своих лидеров и вожаков.

«Мальчики, юноши нуждаются в поддержке взрослых мужчин», - комментирует ситуацию Илья Бердышев, психиатр центра «Детская психиатрия». Мужчины и женщины в школе могут дополнять друг друга, считают учителя.

«Мужчина несет полезную долю хаоса, а женщина - порядка, но когда в школе слишком много порядка, это плохо», - считает педагог Михаил Эпштейн.

Мнения директоров

Ирина Салыгина, директор школы №655.

«Часто причиной называют маленькую зарплату, но я считаю это не главное. Упал престиж профессии, мужчины просто не видят в педагогике перспектив для карьеры.

Но ситуация меняется. Недавно к нам устроился молодой учитель физкультуры, ко мне обратились за работой три выпускника университета, все учителя истории. Молодые люди хотят попробовать себя в педагогике. Они мечтают изменить привычные, устаревшие формы преподавания. Останутся ли эти молодые учителя в школе, во многом зависит от возможностей их самореализации.

Скажем, наш молодой физкультурник планирует объединить основные уроки с занятиями йогой, восточных единоборств, других популярных сейчас видов спорта.

Учителя мужчины очень нам нужны. Они умеют увлечь ребенка предметом, они более решительны, менее эмоциональны. Если есть проблема – они ее обязательно решат. Я считаю, что женщины-педагоги должны поддержать мужчин».

Сергей Бурячко, директор гимназии № 610:

«Единственная причина, по которой мужчины не идут в школы, - это низкая зарплата. В Германии или в Швейцарии мужчины борются за учительские места, потому что учитель не только хорошо зарабатывает, но и имеет серьезные социальные гарантии. Отработав шесть лет в школе, человек получает статус госслужащего - и полный соцпакет, позволяющий не беспокоиться о будущем.

Если когда-нибудь условия работы в России приблизятся к этому, в наших школах тоже будет достаточно мужчин».

share
print