Истории

Рынок продуктов: кому засуха, а кому и мать родная

Производители продуктов и представители сетевых магазинов обвиняют друг друга в игре на ценах.

Так, в сети X5 Retail Group уверяют, что еженедельно отправляют в антимонопольную службу как минимум одно сообщение о том, что очередной поставщик просит поднять розничные цены. По словам Ирины Бусалаевой, pr-менеджера холдинга «Продовольственная биржа» (магазины «Полушка»), поставщики действительно иногда выступают с предложениями повысить цены, но в компании не считают, что им навязывают условия.

У производителей своя правда - они утверждают, что делают минимальные повышения - в пределах 5-10 процентов, все остальное накручивают сети.

Упал спрос

Петербургские покупатели из-за жары потеряли аппетит, и все лето ленились ходить по магазинам. Падение спроса - одна из причин, почему в конце августа начали расти цены.

"Условно говоря, если весной 100 человек каждый день оставляли в магазине по 100 рублей, то сейчас они тратят только по 50 рублей. Для того, чтобы сетям по-прежнему получать по 100 рублей с каждого, нужно поднять цены", - объясняет Алексей Третьяков, председатель Ассоциации предпринимателей Петербурга.

По мнению эксперта, это главная причина роста цен.

Мировая тенденция

Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничного бизнеса (в нее входят сети Дикси, X5, Ашан, Лента), подтверждает, что спрос на продукты летом упал серьезно.

По его словам, о повышении цен заговорили не только отечественные производители, но и зарубежные. В ассоциацию пришли письма с просьбой поднять розничные цены на оливки, импортные макароны, кондитерские изделия.

"Максимум в одном таком случае из 15 мы идем на уступки поставщикам и повышаем стоимость>, - уверяет Белоновский. По его словам, просят о повышении розничных цен и поставщики муки, хлеба, круп, молока, птицы, растительного масла.

Эксперты говорят: повышение продуктовых цен - мировая тенденция. Своего рода шантаж со стороны производителей. "А когда у сетей есть риск оказаться с пустой полкой, мы поднимаем цены", - говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничного бизнеса.

Маленькая хитрость

Виктор Туляков, президент Лиги предпринимателей торговли (она объединяет магазины поменьше, в т.ч. шаговой доступности), считает, что крупные сети намеренно удерживают сейчас часть продуктов, чтобы заработать на ажиотажном спросе и получить максимальную прибыль.

По данным Ассоциации хлебопеков Петербурга, цены на хлеб производители поднимут на 10 процентов, на сдобу (выпечку) - не более 5. При этом удержат цены на ржаной хлеб и батон 1-го сорта. Алексей Третьяков говорит, что колбасные изделия пока и вовсе дорожать не должны, так как никто из местных производителей не поднимал на них цены. "В дальнейшем прогнозируемый рост составит не более 3 процентов, так что будет легко проверить, сколько накрутила сеть", - говорит Третьяков. По его словам рост цен от поставщиков прогнозируется небольшой, все остальные накрутки сети делают от себя.

Справка "МР"

По данным Ассоциации компаний розничной торговли, в магазинах сформировано следующее соотношение отечественных и импортных продуктов: в дискаунтерах (к примеру, "Дикси", "Пятерочка") - 85 процентов товаров российского производства - 15 процентов импорт. В гипермаркетах: 40 процентов импорта и 60 - отечественных производителей.

 Антимонопольная служба просит петербуржцев сообщать о завышенных ценах

Федеральная антимонопольная служба призвала горожан сообщать о существенном повышении цен (более 10%) на продукты по электронной почте [email protected]. Необходимо указать товар, цену которая увеличилась; название сети и хотя бы приблизительную цену этого товара до повышения, сообщить свои данные. Если покупатели вышлют еще и копии чеков, в ФАС будут очень довольны.

share
print