Истории

Учитель и ученик

В преддверии 1 сентября я всегда внутренне напрягаюсь – как пройдет год, как мои дети справятся с возникающими трудностями, и главное – какие у них будут отношения с учителями.

Мы с моей мамой согласны по многим вопросам, кроме одного: я утверждаю, что «все зависит от учителя», она стоит на том, что «все зависит от ребенка».

У каждой в запасе миллион доводов и примеров и ни одна из нас за много лет не сдвинулась со своих «рубежей».

Попробую обосновать свою позицию. Я считаю, что не зря люди придумали поговорку: «Как сложится твоя жизнь, зависит от трех веще: где ты родился, кто тебя учил и на ком ты женился».

Родители, учителя и супруги – вот люди, которые определяют львиную долю нашей успешности (или неуспешности) в жизни.

Понятно, что и от самого человека много что зависит, и иной раз препятствия, встречающиеся в нашей жизни, помогают нам стать сильнее, мудрее и тому подобное.

Но сейчас я говорю о детях – о росточках, которые до того, как стать сильными и крепкими деревцами, должны набрать соков, энергии, всего того, что необходимо нежному растению, чтобы вырасти прямым, сильным и ровным. В нашей аллегории – счастливым, уверенным в себе и успешным человеком.

Когда мы с мамой затеяли наш любимый спор при знакомой – сильной, красивой женщине, как говорят сейчас, Self made women, то в ответ на мамино «ведь Вам удалось преодолеть все тяжелые ситуации и Вы стали сильнее!» (у этой женщины были суровые родители и психологически трудное детство), она ответила: «Все верно, но кто знает, чего бы я могла добиться, не будь этого асфальта над головой…»

Когда мы говорим об учителях, я вспоминаю педагогических «звезд» - Шаталова, Амонашвили, Щетинина… Только их заинтересованность и неравнодушие побуждали учеников так успешно учиться.

Я знаю, что говорю – мой отец учился у Шаталова, еще до его всесоюзной популярности, и рассказывал, как он объяснял, например, физику - схватит какого-то оболтуса за грудки, прижмет к стене и спрашивает: "какая сила тебя держит? Не отпущу, пока не ответишь!"

Непедагогично? Возможно! Но как зато начинал тот оболтус учить физику! И остальные вместе с ним! Мне иногда кажется – да, есть дети, которые учатся вопреки, просто потому, что не могут не учиться, но это скорее исключение, потому, что дети верят нам, взрослым, и если в школе ребенок слышит «бестолочь» и «бездарность» в свой адрес, наверное, через какое-то время он начинает в это верить…

А ведь каждый ребенок направлен на знания – просто потому, что это заложено в нем природой, я бы назвала это законом любопытства, и пока это не убито рутиной и скукой дети учатся.

Да так учатся, что становится завидно, что у нас, взрослых, уже нет этого запала… Так вот миссия учителя, на мой взгляд, просто поддержать этот интерес, это любопытство к знаниям. Согласна, что это непросто, даже тяжело – для этого самому нужно «гореть», быть увлеченным, ну, и как минимум, разбираться в том, чему учишь.

Шаталовых на всех не найдешь, и поэтому я учу дочек искать пути взаимодействия с учителями. Ведь все они люди, у каждого свои семьи и проблемы.

Когда однажды дочка рассказала, как ей не нравится учительница и предмет, который она ведет, становится неинтересным, я попросила ее вспомнить, что есть хорошего в этой учительнице и чему она дочку научила.

Немного поразмыслив, Люба нашла несколько позитивных моментов, и мы вместе решили, что стоит видеть в этой ситуации положительное, нежели отрицательное.

Учительница осталась прежней, она даже не знала про наш разговор с дочкой, но через неделю Люба констатировала: «Знаешь, мама, а она не такая противная, и стала гораздо добрее ко мне!»

Естественно, и отношение к предмету тоже улучшилось. Как говорится, если ты не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.

Но, к сожалению, не со всеми это проходит, все-таки от учителя тоже многое зависитю Я из своего детства запомнила, что учителя бывают «добрые» и «злые».

Анализируя эти впечатления сейчас, вспоминаю, что одна из моих любимых учительниц, которую я причислила к «добрым», была настолько строгой и требовательной, что ее скорее можно было бы отнести к «злой» - и поняла, что это деление было скорее, на справедливых-несправедливых. И эта «добрая» учительница еще очень любила свой предмет, что мне и передалось «по наследству».

Так что перед первым сентября я молю Бога, чтобы у наших учителей все было бы хорошо в семье, чтобы они были счастливыми и не переносили бы свои неприятности на головы и души наших детей. Ведь тогда они запомнятся Учителями, а не орущими училками.

Ведь так приятно, когда тебя еще долгие годы кто-то вспоминает в душе с благодарностью.

share
print