Истории

Откройте, полиция!

Чем полицейские будут отличаться от нынешних милиционеров.

Законопроект «О полиции» вынесен на всенародное голосование. Большая часть его положений можно найти и в нынешнем законе. Но есть и важные отличия.

«Извините, что к вам обращаюсь»

Обращаясь к гражданину с требованиями, или ограничивая его права и свободы, сотрудник полиции обязан предъявить удостоверение, разъяснить причины своих действий, а в случае нарушения прав и свобод - принести извинения. Однако полицейский имеет права этого не делать, если это «неуместно или невозможно», а право оценивать степень «уместности» или «возможности» остается за ним.

Когда не прав гражданин начальник

Полицейский вправе не выполнять приказы или распоряжения начальства, «явно противоречащие закону». Но «требования сотрудника полиции и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное». То есть, граждане обязаны выполнять любые, даже явно незаконные требования полицейского – и только потом могут оспорить их в суде.

Полицейским запрещено «в оправдание незаконного действия или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, требования вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства или мотивы».

Пытки отменяются
Применение пыток, насилия, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания теперь запрещается не только при пресечении правонарушений, но и в целях получения от гражданина каких-либо сведений или признания.
Применяя силу, полиции запрещается наносить удары резиновыми палками по голове, шее, ключицам, животу, половым органам, в область сердца, а также многократно наносить удары в одно и то же место. Водометы запрещено применять при минусовой температуре.

С задержкой на час

Полиция получает право задерживать граждан на срок до часа для проверки документов, установления личности, получения объяснений (по административному кодексу в отделении гражданина могут удерживать еще три часа).

На митинг – после досмотра

Полиция сможет «огораживать» территории, где проводятся публичные акции, организовывать досмотр проходящих туда людей и их вещей, и не допускать тех, кто откажется этот досмотр проходить.

Пройдемся по базам

Полиция получает право беспрепятственно знакомиться с документами любых организаций и общественных объединений, и изымать их, и пользоваться всеми базами данных о гражданах, которые имеются у других государственных органов.

Как вам это нравится?

Руководители органов полиции и участковые уполномоченные будут регулярно отчитываться перед гражданами, а мнение граждан будет являться одним из основных критериев оценки работы полиции.

Нежней, еще нежнее

Полиция должна «проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности этнических и социальных групп и конфессий».

В число принципов работы полиции, помимо законности и соблюдения прав и свобод граждан, включены беспристрастность, открытость и публичность, и обеспечение общественного доверия и поддержки граждан.

Есть мнение

«Получается что-то непотребное…»

Аркадий Крамарев, экс-начальник ГУВД, председатель комиссии ЗС по законности и правопорядку:
- Конечно, первое, что бросается в глаза – это изменение названия. На самом деле, у нас уже давно полиция, потому что милиция – это не государственная организация, а объединение граждан. Но дело, разумеется, не в названиях - хоть архангелами небесными сотрудников ГУВД назовите, суть не изменится. Я вот пытаюсь разобраться, как повлияет новый закон, если его примут, на работу органов внутренних дел – и пока не могу сказать ничего определенного. Потому что у нас главная проблема – в реализации той или иной идеи. Вроде, на бумаге все замечательно, а как начнут исполнять, получается что-то непотребное…

«Хочу послушать нашего участкового»

Наталья Евдокимова, секретарь правозащитного совета:
- Понравилось то, что полиция должна быть более открытой. Мне, например, интересно было бы послушать отчет нашего участкового – так мы его не видим. Понравилось то, что права и обязанности сотрудников милиции прописаны более четко – может, они не будут так превышать свои полномочия, как сейчас? А не понравилось мне то, что законопроект дает полиции полномочия по составлению неких реестров людей, подозреваемых в подготовке преступлений. Вот, интересно, по каким критериям будут составлять реестр «потенциальных преступников»?

«Не имею права высказывать»

Вячеслав Степченко, начальник пресс-центра ГУВД:
- Мы не имеем права высказывать свое мнение по поводу законопроектов. Ну и что, что он выставлен на всенародное обсуждение? Вы же ко мне не как к народу обращаетесь, а как к представителю правоохранительных органов. А сотрудники ГУВД в таких обсуждениях участвовать не должны.

«Это шажок в сетку, из которой не дернуться»

Александр Скобов, историк, публицист, бывший диссидент:
- Законопроект не меняет структуру органов внутренних дел. Реальным реформированием было бы создание муниципальной полиции, подчиненной местным властям и службы расследований, подчиненной центру.

Ничего не говорится об изменении оценок результатов деятельности, основанных на плановых показателях. А ведь именно это – основа злоупотреблений, потому что, если есть показатель – подобрать 10 пьяных – то пойдут и подберут первых попавшихся. Таким образом, главные пороки остаются.

В законопроекте много красивых деклараций, но параллельно происходит реальное расширение карательных полномочий полиции. Так, ее сотрудники получают право вторгаться в жилище гражданина без санкции прокурора и решений суда.

На мой взгляд, законопроект стал очередным небольшим шажком по ужесточению режима. Но такой шажок делается практически в каждом новом законе, и вместе они складываются в сетку, из которой будет не дернуться. 

О буднях русской добровольческой полиции 1941-1944 (документальный ролик)

share
print