Истории

Крышку с кастрюли все равно сорвет

И на федеральном, и на городском уровнях подписаны новые соглашения о «заморозке» цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. Срок действия моратория на повышение цен, истекавший 1 февраля, продлен еще на три месяца - до 1 мая 2008 года. Хозяйки могут успокоиться? Увы, не так.


Во-первых, цены на продукты все равно растут.

Ведь производители обязались зафиксировать цены только на один сорт каждого из товаров.

Хлеб одного конкретного сорта не меняется в цене, но растут остальные.

Таким нехитрым путем и производитель, и продавец компенсируют свои убытки.

Не говоря уже о том, что ничто не мешает повышать цены на продукты, которые вообще не подпадают под соглашение о «заморозке». Что мы и наблюдаем.

Во-вторых, новое соглашение о «заморозке» цен фиксирует их на уровне, на 5-6% превышающем «январский» - подтверждая факт роста цен.

Прежнее соглашение было подписано 24 октября 2007 года и обязывало производителей зафиксировать отпускные цены, а торговые сети — установить наценку не более чем в 10% на шесть групп товаров: пшеничный и ржаной хлеб, молоко не менее 1,5% жирности, кефир не менее 1% жирности, подсолнечное масло и яйца.

А в-третьих, «заморозка» цен – борьба не с причинами, а со следствиями.

Да, можно (особенно перед думскими, а теперь - перед президентскими выборами) выкрутить руки компаниям, заставив их пойти на убытки, и приказать узкому кругу цен не расти – демонстрируя заботу президента и правительства о народе.

Но это все равно, что плотнее закрывать крышку кастрюли, дабы не сбежало молоко: на какое-то время поможет, но потом крышка все равно слетит.

Большинство экспертов прогнозирует: как только соглашения о «заморозке» прекратят действовать (скорее всего, после 1 мая, когда новый президент уже вступит в должность) – цена на прежде «замороженные» продукты возрастет сразу на 15-20%. Ведь уже сейчас «сетевики» заявили что для компенсации потерь цены надо было повысить не на 5-6%, а на 10-15%.

Причины роста цен известны, но бороться с ними власть не собирается.

Первая причина – рост тарифов естественных монополий. Сразу после Нового года скачком подорожали газ, электроэнергия, вода, тепло – все это неминуемо сказывается на себестоимости продуктов.

Но все эти тарифы регулируются теми же самыми чиновниками, которые возмущаются ростом цен на продовольствие и заставляют коммерсантов подписывать соглашения о «замораживании». Не шли бы на поводу у монополистов, давая им возможность получать сверхприбыли, - может, и «заморозка» не понадобилась бы?

Ну, а вторая причина – монополизм в сфере торговли. Сейчас в Петербурге малый бизнес занимает только 19% розничной торговли, в то время как год назад был 31%. Это - результат кампании по уничтожению мелкорозничной торговли на остановках и на станциях метро, которую провел Смольный под предлогом «создания европейского облика Петербурга».

При этом малые предприниматели уверены, что их бизнес уничтожали в интересах крупных сетевиков, которые хотели избавиться от конкурентов. Может, наших чиновников не учили, что снижение конкуренции всегда ведет к росту цен?

Данные Росстата фиксируют рост цен на подсолнечное масло в декабре на 0.7% (а всего за 2007 год – на 52.3%), на молоко и молочную продукцию – на 2.5% (за год – на 30.4%), на хлеб – на 0.6% (за год – на 22.4%).

share
print