Истории

Петербуржцы тушат «русские фьорды» за свой счет

"Может, кто-то из Петербурга и поехал на пожары в Подмосковье, но не из наших ребят, - говорит Кирилл Булашевич, один из руководителей питерских "Добровольных лесных пожарных", - Наши сейчас тушат Ладожские шхеры на границе Ленобласти и Карелии".

Общество добровольных лесных пожарных возникло в Москве десять лет назад, питерское отделение образовалось в 2008-м. Костяк его составили туристы, ходившие на парусных катамаранах к шхерам - "русским фьордам". Там они и увидели, как выглядят сгоревшие острова. Сердце романтиков не выдержало, и они создали отряд, который уже третье лето дежурит на месте предполагаемого национального парка.

"Здесь живет уникальный пресноводный тюлень - ладожская нерпа, кружат редкие виды чаек, - рассказывает Кирилл, - Скалистые острова покрыты сосновым лесом. На солнце мох сохнет и легко загорается даже от окурка. Остров может выгореть за несколько часов целиком. Ветер валит сгоревшие деревья, почву смывает дождями. И все - вместо зеленого острова голая скала. Нужны сотни лет, чтобы появился сосновый лес. Мы уже не увидим, когда он возродится".

В базовом лагере - около 15 человек. Плюс наблюдатели на островах. В наблюдатели берут тех, кто не хочет тушить, но с удовольствием отдохнул бы на природе - их довозят на моторке до острова и оставляют на несколько дней. Туристы живут в палатках, купаются и загорают, а если видят дым - сообщают в лагерь.

Другие добровольцы патрулируют на лодках территорию шхер от Приозерска до Сортавалы. Если где загорелось - тушат. За работу им не платят. Бензин, снаряжение, техника - за свой счет.

Большинство островов в шхерах входят в зону авиационной лесной охраны. Но авиалесохрана ослаблена реформами последних лет, и зачастую небольшие острова не тушат, так как пожар не угрожает ни людям, ни "деловому" лесу.

Раньше до шхер доплывал только самый упорный турист, безумно любящий природу. Сейчас моторную лодку могут себе позволить многие. В прошлом году из-за обильных дождей было только три серьезных пожара, в этом - уже 20. Самый тяжелый пожар был рядом с поселком Терву - несколько дней горел сосновый бор на высоком каменном уступе. Эти земли были в аренде у лесозаготовителей.

Огнеборцы приезжают на смену в свои отпуска - вместо Турции или Туниса. В группе есть бизнесмены, биологи, программисты. Молодые - от 25 до 40.

Кирилл - ученый, его вторая стихия - физика полупроводников. Свою смену Булашевич уже отработал. Сейчас дежурит на телефоне в городе, иногда ездит на Ладогу - отвозит продукты, запчасти. "А под парусом я этим летом так и не походил - некогда было, - говорит он, - Надеюсь, ситуация с пожарами исправится, тогда и пересяду обратно с моторки в катамаран"

Три причины

Волонтеры видят три основные причины катастрофической ситуации с лесными пожарами в стране.

  • Первая - развал системы пожарной охраны лесов, нехватка квалифицированных кадров и отсутствие единой координации. Пожарные тушат только населенные пункты. За лесами следят лесхозы, на арендованных землях - арендаторы. Пока пожар не перейдет на подответственную территорию, его часто "не видят". От весенних поджогов травы в полях возникает немало лесных пожаров. Но лесхозы не имеют права тушить пожар в поле - это уже нецелевое использование средств. Идиотизм заключается в том, что в лесу будет тушить гораздо труднее! А есть еще и вовсе бесхозные леса, например, заросшие поля - за них просто никто не отвечает.
  • Вторая - это традиция скрывать пожары для улучшения статистики.
  • Третья - варварское отношение населения. Есть всего три природных причины пожаров - сухие грозы, метеориты и извержения вулканов, а более чем в 99% лесных пожаров виноват человек.

Справка "МР"

За все время работы дружины от огня никто не пострадал. "Во-первых, соблюдаем технику безопасности и не рискуем. Во- вторых, не рискуем и в третьих - тоже не рискуем" - так это объясняют.

Сайт добровольных лесных пожарных - www.forestfire.ru

share
print