Истории

Народная этнография: Домой

Дорогие читатели! Экипаж Табаско вынужден приступить к завершению экспедиции и направиться в сторону дома. Основная кавказская часть маршрута пройдена, за исключением Карабаха, в котором сейчас должен находиться Тёма с частью Кинокружка.

  • 3.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg

К сожалению, Владимир Александрович и Дима не смогли быть с нами на протяжении большей части маршрута, но это было связано не с капризом, а с выполнением задания этнографического музея в сложных климатических условиях. Я надеюсь, здесь еще будет опубликовано много их собственных материалов и комментариев к моим путевым заметкам.

Но и у нас путь еще далеко не закончен. Плюс ко всему есть еще много того, о чем хотелось бы написать вдумчиво, а не в спринт-режиме.

Я благодарю Артемия Лебедева за организацию поездки, новые впечатления и атмосферу комфорта внутри экспедиции. Спасибо ребятам из Кинокружка за энергетику и позитив. Респект Норвежскому Лесному за юмор и приятное общение.

Вчера мы выехали из Еревана и взяли курс на Тбилиси через Дилижан. Пусть простят меня армяне, но Армения, по крайней мере, там, где мы проезжали — лежит в разрухе. Километров через 50 после выезда из столицы, мы проехали легендарное озеро Севан.

Казалось бы, зачем армянам переться за 700 километров по горам на Черное море в Батуми, когда рядом есть такая жемчужина природы? Рискну угадать, что именно из-за отсутствия нормального сервиса. То есть, либо очень дорого, либо — бараки. Невероятно красивое голубое горное озеро (высота около 1800 м над уровнем моря) повсюду окружают жуткие полуразрушенные постройки.

Вдоль дороги стоят люди, которые, завидев едущую машину, разводят руки в стороны. Если бы не рассказы Армена, я бы не догадался, что этот жест обозначает рыбу. Это — торговцы рыбой, но рыба у них, по слухам, зачастую имеет вовсе не севанское происхождение.

Дальше — хуже. Более менее пристойно выглядит разве что Дилижан (тот самый). Иджеван и Ноемберян выглядят местами как зона отчуждения в окрестности Припяти. Например, у нас было в планах пообедать, но это оказалось нереально. Ни разу не встретилось кафе, в которое не страшно было бы зайти.

Большинство заправок на протяжении всей дороги — это старые и ржавые советские бензовозы ГАЗ-52 и покосившиеся строения с древними механическими топливораздаточными колонками. Складывается впечатление, что разруха и нищета — это особый стиль розничной торговли нефтепродуктами в Армении. Никто не знает почему? Может, со свежевыкрашенных АЗС корумпированные и завистливые чиновники берут дополнительную мзду?

При выезде из Армении с нас взяли очередной налог в 6600 драм (около 17 долларов), затруднившись объяснить, за что именно мы платим, но слегка возмутившись моему вопросу.

Границы Грузии — это сказка: отремонтированные помещения с кондиционерами, вежливые и опрятные пограничники, красивые и улыбчивые девушки в форме. В этот раз нас даже не заставили заполнять Visa Application — бланки за нас заполнил офицер на грузинском языке. Всего в ожидании новых виз мы провели менее 10 минут.

Когда таможенник, было полез ко мне в кузов ворошить вещи, я напомнил ему о воздушных поцелуях. Услышав про наставление Михаила Саакашвили, тот улыбнулся, прекратил проверку кузова и послал мне самый что ни на есть воздушный поцелуй.

Когда я подошел к окошку паспортного контроля, передо мной оказалось два человека. Увидев очередь, пограничник что-то сказал по рации и в две соседние будки натурально бегом прибежали две девушки в форме, а очередь была ликвидирована. Оформив документы, пограничники извинились даже за такую минимальную задержку.

На фоне всех остальных заскорузлых КПП, Грузия выглядит другой планетой. Как я уже говорил, я восхищаюсь руководителями, которые смогли всего за несколько лет добиться такого результата. Это не политика. Это реальная работа.


 

share
print