Истории

Народная этнография: Баку

C Баку всё выходит очень сложно. Город с населением под три миллиона, находящийся на стыке цивилизаций, это вам не сиськи, чтобы за пару дней суметь сформулировать хоть какие-то однозначные впечатления.

  • baku4__580_no.jpg
  • baku7__580_no.jpg
  • baku__580_no.jpg
  • baku8__580_no.jpg

Здесь нужно прожить минимум пару недель, чтобы хоть как-то сориентироваться. Причем прожить не в отеле, а в квартире старого дома с двором-колодцем, железными почтовыми ящиками и развешанным на веревках бельем.

Баку — это наполовину Одесса, а наполовину — Стамбул. Причем днем мне показалось, что больше Стамбула, а вечером — наоборот. Пока мне ничего не понятно. Мой стек впечатлений переполнился за часовую прогулку. Слава богу — днем жарко и гулять практически невозможно.

Так что полноценного рассказа не получится. Фотографировать Девичью башню не интересно, а людей и их жизнь — почти нереально. Это вам не сельская местность.

Про деньги
Для начала следует сказать, что Баку — очень дорогой город. Более того, в 2009 году он был признан самым дорогим городом на территории СНГ для путешествующих бизнесменов. Один манат примерно равен одному евро и на него почти ничего не купить. Например, синглы в самых дешевых гостиницах начинаются от 80-100 манат, такси от 10 манат, а фрукты и вовсе стоят дороже, чем те же самые азербайджанские фрукты в Москве. Причем я говорю о магазине далеко от центра, где везде стоят ценники и толпятся покупатели из числа местного населения. Я не шучу, в этом городе почти всё дороже чем в Москве.

Таксист, который меня вез на старом Мерседесе посетовал, что он трудится на бюджетном предприятии и зарплаты в 600 манат ему никак не хватает на жизнь. Уборщица в отеле сказала, что ей платят жалкие 350 манат.

Про город и людей
Центр города достаточно компактен и красив. Причем у меня он оставляет впечатление все же европейского города.

С точки зрения Ислама, взгляды здесь достаточно либеральные и люди в контексте одежды и поведения чувствуют себя свободно. Конечно, никто не бухает на набережной, но короткие юбки и открытые плечи сверкают то и дело.

В советские годы Баку считался русскоязычным городом, причем городом интеллигенции. Сейчас, по рассказам местных жителей, ситуация сильно изменилась. В первую очередь, после известных событий многие уехали за рубеж, а качество образования сильно упало.

Как и во многих республиках СНГ, молодежь младше 20 лет здесь практически не говорит по-русски.

Все местные жители постоянно жалуются на коррупцию. Говорят, что уровень коррупции в стране, вероятно, один из самых высоких в мире. Здесь всё построено на связях и кумовстве. Если в Чечне или Дагестане, чтобы подтвердить свою как бы крутизну, почти каждый второй тыкнет вам в лицо неясной природы удостоверением, то тут выкрикнет: "А ты знаешь, кто мой дядя?..."

Проблема Карабаха по-прежнему активно обсуждается. Большая часть исторических изданий в книжном магазине посвящена ей. На первой же заправке, я попытался оплатить бензин картой, чем привел кассиршу в ступор. Пришлось вызывать директора. Директор лично прокатывал карту с важным видом, и это выглядело как священный процесс. После этого, он обратился ко мне со странным вопросом:
— Ну, что, ты знаешь, когда россияне нам Карабах отдадут?
— А разве он не армянский?
— Брат, ну ты же сам все понимаешь.
— Не понимаю...
— Ну, Армения-то России принадлежит!

Таксисты ездят на желтых машинах модели Sahil, которую я ни разу не встречал в других странах. Более того, в Википедии она тоже не упоминается.

Про отель
Мы живем в пляжном отеле, который форматом один в один напоминает своих собратьев из Египта и Эмиратов. Причем, во всех деталях: от дружелюбности персонала и шведского стола, до всех необходимых мелочей в номерах и на пляже. Почему-то на наших побережьях я такого не встречал. Этот отель строила компания BP в лучшие нефтяные годы для своих сотрудников. Сейчас, после падений цен на нефть, ситуация изменилась и экспатов стало в разы меньше.

Отчет о ходе экспедиции в ЖЖ экипажа Tabasco.

Twitter-аккаунт экипажа.


Видеосюжет из Баку, подготовленный экипажем "Кинокружок".

share
print