Истории

Народная этнография: Родовые башни

Как было написано ранее, экспедиция встретилась с памятниками позднесредневековой архитектуры высокогорной зоны Большого Кавказа.

Главный научный сотрудник Российского этнографического музея, участник экспедиции Владимир Дмитриев рассказал о кавказских башнях.

Джерахское ущелье горной Ингушетии можно назвать самым центром области распространения высоких каменных башен и подобных им по конструкционным особенностям склепов. И башни и склепы строились по обе стороны Главного Кавказского хребта.

На северных его склонах таких строений было больше всего в горных Осетии, Ингушетии, Чечне, в Балкарии и Дагестане их было меньше, в Карачае их было совсем немного, в Черкессии (Карачаево-Черкесская Республика) - всего одна. Строили башни и в Южной Осетии, в областях горной Грузии – на северо-востоке в Хевсуретии и на северо-западе в Сванетии. На востоке ареала распространения башен они выглядят более возносящимися ввысь, и их венчает пирамидальное навершие, на западе, в соответствии со сванской традицией, сверху башни делали двускатное перекрытие с зубчатым обрамлением, направленным вниз. По основному назначению принято делить башни на жилые и боевые.

В Осетии была записана такая присказка: «Из развалин башни можно построить аул, а из аула башню не соберешь». В разных смыслах присказки – есть и буквальный. В старой же чеченской песне сообщается, что камень для основания башни тянули девять пар быков, а двенадцать лошадей не могли его сдвинуть. По высоте башню можно сравнить с семиэтажным домом. При всей величине сооружения существовало сакральное требование завершить постройку башни в течение одного года. Ингуши считались хорошими строителями - поэтому самоназвание ингушей "галгай"сопоставляется с ингушским названием жилой башни - "гала".

Башня является тем типом жилища, которое принято называть дом-крепость, их строительство связывают с периодом, когда до Кавказских гор в 16 столетии дошёл вал крестьянских революций, прокатившихся за несколько веков всю Евразию - от Западной Европы (начиная с восстания Уота Тайлера) и до Вьетнама (череда крестьянских восстаний 19 века). Тогда же на Кавказе утвердились равноправные фамильные союзы патриархального характера (современными примерами таких союзов являются чеченский тейп, осетинский мыггаг, адыгский лэпк, дагестанский тухум). Мира это, правда, в то время на Кавказ не принесло.

Живым была нужна была башня, мертвым – склеп. Поэтому, если в жизни люди составляли семейный союз, размещавшийся в крепости башне, то хоронили их в родовом склепе - фамильной усыпальнице. Такие склепы могли иметь разные конструкции, но в большинстве случаев они повторяли форму башен.
 

share
print