Истории

Страшно непонятно: новый закон о ФСБ

Юристы и оппозиция предполагают, чем могут обернуться невнятные изменения в законе о службе безопасности.

Теперь у ФСБ появляется право объявлять физическим и юридическим лицам «о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений». Однако каких-либо специальных санкций для тех, кто проигнорирует предострежение, закон не предусматривает. «Смысл профилактики, видимо, состоит в том, что человеку дают понять – он «под колпаком», в отношении него могут предпринять какие-то оперативные действия. И, если он не одумается, то попадет под статью, - говорит адвокат Борис Грузд. – Ну, например, кто-то по дурости распространяет фашистскую литературу. И его предупреждают, что, если он продолжит это делать, то в отношении него возбудят уголовное дело.

Высокое давление
По мнению многих правозащитников, нововведения приняты для того, чтобы усилить давление на политическую оппозицию. Правда, сами представители оппозиции пока не понимают, в чем это может проявиться. «Перед «Маршами несогласных» сотрудники подразделения «Э», занятые борьбой с экстремизмом, обходили организаторов и под роспись предупреждали их об ответственности, - говорит зам.председателя петербургского отделения «Яблока» Александр Шуршев. – Насколько я знаю, никого это не заставило отказаться от участия в мероприятиях. Ну, будут сейчас приходить не сотрудники подразделения «Э», а представители ФСБ…Что это изменит?».

Сажать или запугивать?
Адвокат Юрий Шмидт отмечает, что правовая природа предостережения не ясна. «Это не административное наказание, и не уголовное наказание, а неизвестно что. Поэтому не вполне понятно, что именно можно обжаловать в суде», - поясняет он. Впрочем, он напоминает, что в советские времена, когда такие предостережения выносили диссидентам, их игнорирование считалось отягчающим обстоятельством в дальнейшем, когда эти люди представали перед судом. «Можно только предполагать, как будет работать эта «машина» сегодня, - продолжает он. – Возможно, профилактика будет рассматриваться, прежде всего, как средство запугивания тех, кто только-только начинает выказывать оппозиционные настроения. А, возможно, нас ждут реальные процессы над лидерами оппозиции – в конце концов, под статью о разжигании розни, в том числе социальной, нетрудно подвести любого».

Последние слово – за судом
Вторая новация связана с введением административной ответственности за неповиновение законному требования сотрудника федеральной службы безопасности. Сегодня остается лишь гадать, о каких требованиях идет речь – во всяком случае, пресс-служба питерского УФСБ отказалась давать какие-либо комментарии на сей счет. Впрочем, по мнению Грузда, столь расплывчатые формулировки появились не по чьей-то злой воле, а просто потому, что в законе невозможно перечислить все требования, которые могут исходить от сотрудника ФСБ. Точно так же они не указаны и в законе о милиции. Но, если возникает спор и идет речь об административном наказании, то вопрос о том, было ли распоряжение законным, и имел ли право сотрудник ФСБ его отдавать, будет решать суд.
 

share
print