Истории

Народная этнография. О еде и о расстоянии

Участники этнографической экспедиции на Кавказ временно разделились.

Владимир Дмитриев и Дмитрий Карпушин остались в Минеральных Водах, чтобы выполнить задания Русского этнографического музея.

Экипажи Артемия Лебедева, Геннадия Верникова и экипаж «Кинокружок» продолжили путь.

Готовясь к решению научный задач, Владимир Дмитриев и Дмитрий Карпушин поделились некоторыми своими наблюдениями и соображениями.


Дмитрий Карпушин о еде на Кавказе:

По мере продвижения на юг порции растут; так, в Минводах лучше просить в два раза меньше, чем вы привыкли заказывать в ресторане. Иначе принесут в два раза больше, чем вы в состоянии съесть. Впрочем, это будет вкусно, а попросят весьма недорого.

При этом многие продовольственные продукты, которые продаются здесь, произведены за пределами региона. Так, мы сегодня с удовольствием пили традиционный кавказский кисломолочный напиток - тан, изготовленный под Смоленском. Но мясо - местное. Аграрный регион в эпоху глобализации.
Кстати, в Армении в местечке Сардарапат (Араратская долина) при этнографическом музее есть виноградники, на которых делают чёрное сухое вино. Из толстой кожуры ягод выделяется такое количество дубильных веществ, что получается очень насыщенный, считающийся "мужским" напиток.

Так вот это вино принято запивать таном - уж очень едрёный букет (да-да, букет имеется), хотя градус - вполне обычный для сухого вина.


Владимир Дмитриев о расстояниях:
Во все времена расстояния измерялись с помощью одних и тех же подходов: какой путь уже прошли, сколько еще можем пройти, сколько раз останавливались, успеем ли добраться вовремя. Современному человеку важно знать еще, с какой скоростью происходит движение. По большому счету это не важно: какой прок знать скорость поезда или автомобиля, если мы все равно не можем существенно её увеличить?

Народные приемы измерения расстояния не содержали в себе такого понятия, как скорость. Вместо скорости существовали полученные на практике знания, насколько продвинется за день пути или половину дня пеший путник, всадник на коне, осле, верблюде, арба с грузом.

Например, в Сибири расстояние измеряли длиной перекочевки (употребим местный термин аргиш), которую совершали группами из 5—7 упряжек оленей. В среднем переход был равен 15—20 км, а у пеших групп — 10—15 км. Протяженность аргиш зависела и от количества людей и оленей, прокладывавших дорогу по глубокому снегу, и от того, насколько они были сильны. Осенью, за короткий световой день успевали пройти меньше, весной делали длинные переходы.

Представление о скорости, конечно, существовало, но оно конвертировалось в результат. Для тех народов, у которых езда верхом на коне была статусным способом преодоления расстояний, как на Кавказе (отметим, что конь здесь служил только для верховой езды, и ни в коем случае для хозяйственных работ, грузы же возили на арбах, запряженных быками и в некоторых местах на верблюдах), типичной была такая мера расстояния, "когда конь доскачет". Здесь просматривается и подход к измерению времени, приятый у многих народов, сопоставляющий внешнее время (космическое) с длительностью важных процессов (домашнее время). Так одному этнографу в Карачае объяснили: "Дойдешь до нужного тебе места, пока я подою корову."

Способы измерения больших расстояний зависели от природных условий и образа жизни: таежному охотнику были важны переходы между приметными ему участками леса, землепашцу Русского Севера или Средней полосы требовалась дорога в лесу. (Кстати, можно подумать, почему название русской меры расстояния "верста" происходит от слова со значением "поворачивать"). У туркмен есть мера "пока глаз видит", родившаяся в условиях пустынного ландшафта. Известна она была и туркменам, живущим в Предкавказье, на территории Ставропольского края. А вот в горах с изменчивым рельефом, когда глаз видит, на расстоянии, что называется "рукой подать" (тоже мера) нужное место, но перед ним глубокое ущелье, то имеет только значение, как перебраться через пропасть.


Гуляя по Минводам, чего только не увидишь.

share
print