Истории

«Горячие линии» работают для тех, кто хочет выпустить пар

Работа городских чиновников напоминает массовую психотерапию – проблемы не решаются, но людям дают номер телефона, по которому можно жаловаться

Елена Клименко обратилась на «горячую линию» комитета по образованию одной из первых. Она уверена, что после этого в детском садике, который посещает сын, больше не будут требовать денег на ремонт, дополнительные занятия, занавески, игрушки и прочие «мелочи». «Губернатор дала всем втык, – рассуждает Елена. – Значит, сейчас они будут работать».

Если начался скандал – будет «горячая линия»

«Горячие линии» создаются на все случаи жизни: сегодня горожане могут пожаловаться на отсутствие отопления, плохую работу врачей, милиции, некачественный алкоголь, проблемы в армии и даже дискриминацию женщин. Чаще всего они возникают после серьезных скандалов в той или иной сфере и выговора чиновникам «свыше». Например, на прошлой неделе губернатор публично возмутилась поборами в больницах, школах и детских садах, и чиновники срочно приняли меры – озвучили номера телефонов, по которым можно пожаловаться.

Открытие других «горячих линий» приурочено к сезонным событиям, которые редко обходятся без эксцессов. Скажем, начало осеннего и весеннего призывов или отопительного сезона. Этой осенью традиционно заработали телефоны, принимающие жалобы на холодные батареи. Чуть раньше свои телефоны «засветили» военные прокуроры.

Еще одна причина появления «горячих линий» – плановая. Каждое ведомство обязано проводить «работу с населением». В конце сентября Северо-Западное управление внутренних дел на транспорте принимало жалобы и добрые советы. Люди звонили на их телефоны три дня, потом звонки стихли – запал от рекламы иссяк, а поступивших данных хватило для отчетности.

Дешево и сердито

Никаких дополнительных расходов на организацию «горячих линий» не требуется: обычно освобождается один-два телефона и выделятся пара специалистов, которые будут принимать звонки «без отрыва от производства».

Лариса Кузьмина, пресс-секретарь комитета по образованию, говорит, что сейчас звонки родителей, жалующихся на взятки, принимают два специалиста комитета. Одна курирует дошкольные учреждения, вторая – школы. Они сидят в одном кабинете и по очереди общаются с родителями. Каждый вечер по итогам работы составляется отчет, который попадает на стол председателю комитета. По такой же схеме работает и «горячая линия» комитета по здравоохранению.

«Горячие линии» военных прокуратур – не что иное, как телефоны этих ведомств, по которым можно пожаловаться в любое другое время. По сути, все это не «горячие линии», а просто обнародование телефонов чиновников, в обязанности которых и так входит контроль за учителями, врачами или военными.

Гораздо реже «горячая линия» организуется по другому принципу: выделяется помещение, нанимаются инспектора или диспетчеры. Самый удачный пример такой «линии» – создание городской службы «004», куда можно пожаловаться на коммунальные проблемы.

Иногда они помогают

Те, кто имел опыт обращения на «горячую линию», говорят, что звонить туда имеет смысл. Но только в первое время. Людмила Андреева, которая живет на Витебском проспекте, уже год вспоминает об эффекте от звонка в службу «004». На следующее утро батареи, которые были холодными весь последний месяц, потеплели. Под дверью в квартиру с восьми утра дежурила делегация вежливых сантехников, которые поинтересовались, довольна ли Людмила их работой.

Служба «004» работает по сценарию, не принятому ни одной «горячей линией»: во-первых, постоянно; во-вторых, регистрируя обращения граждан и отслеживая результаты. Поначалу эффект превосходил все ожидания: коммунальщик, на которого регулярно жаловались жители, мог легко получить нагоняй. Спустя год нагоняев как будто больше не боятся. Этой осенью Татьяна Легздайн с Малого проспекта Петроградской стороны и ее соседи полтора месяца обращались в службу и жаловались на ледяные батареи. Тепло появилось только на этой неделе, после того как жители записались на прием к руководству жилищного комитета. «Да, эти люди действительно регулярно обращались к нам, – подтверждает Марина Мищенко, инспектор службы «004». – Мы неоднократно подавали заявку в Петроградский район, но там ничего не делали».

Не получили реальной помощи те, кто жаловался на работодателей по «горячей линии» комитета по труду и социальной защите», которая закончила работу буквально на днях. Михаил Фадеев, главный инспектор по охране труда и экологии Федерации профессиональных союзов, который принимал звонки, говорит, что была масса обращений от женщин, которые столкнулись с дискриминацией по половому и возрастному признаку. Вся информация передана в комитет по труду, и чиновники пообещали, что будут принимать меры.

И все же количество желающих пожаловаться не уменьшается. Телефон «горячей линии» комитета по образованию, куда можно пожаловаться на поборы в школах и детских садах, занят почти постоянно. «Принимаем по 30-35 звонков в день», – говорит Лариса Кузьмина. Пока люди будут звонить, линия будет работать. А потом появятся другие, более актуальные.

share
print