Истории

Про дизайн, любовь и ненависть

Однажды я по личной надобности присутствовал на выставке достижений финского дизайна, которой предшествовала встреча заинтересованных специалистов. Наши сдержанно хвалили финнов, хотя и не без критики: время от времени проскальзывало – где же полет мысли, неожиданные повороты, резкие линии? Где голые бабы? Трэш, кич? Ни капельки позолоты, в конце концов.

Скандинавы привезли на выставку резиновые сапоги, тарелки и чайники, непромокаемые плащи, палатки, плечики для одежды и тому подобное. Выставка дизайна напоминала магазин промтоваров. Ничего выдающегося.

Сапоги как сапоги, только хорошие. И плечики – да, удобные. И плащи красивые, легкие. Многих такой дизайн разочаровал. В конце встречи кого-то из присутствовавших вдруг проняло: «Знаете, - говорит, - я понял! Тут же все не для искусства, тут все для людей». Коллеги посмотрели на него с недоумением. «Ну, в смысле, для тех, кто это всем этим будет пользоваться» - попытался объяснить он. Лбы дизайнеров нахмурились. «Ну, вот видно, что человек, который делал эти сапоги, хотел чтобы человеку, который их купит, было хорошо, - у прозревшего не осталось больше аргументов, - А у нас, ей-богу, ощущение, что делают и приговаривают: на, сволочь, мучься».

И они начали спорить, отчего все так и нет ли тут элементов провокации.

Я про этот случай вспомнил, когда на днях искал карту местности на станции «Площадь Ленина», где выход на вокзал. Есть такие карты в метро – с точкой «Вы находитесь здесь» - очень удобно. Но на «Площади Ленина» никакой карты не было. Я обошел вестибюль, заглянул за газетный киоск, вышел на улицу, оглядел окрестности – нету! Нашел ее в другом вестибюле - там, где вход, причем уже за турникетами. То есть издалека не посмотреть.

Зачем уезжающим со станции карта местности? Для ностальгии? Мол, был я на улице Комсомола – когда теперь еще буду… Думали ли люди, выбиравшие место для стенда, о человеке, которому он будет нужен? И самое главное – что они о нем думали? Смеялись ли в этот момент?

Или вот есть у нас один крупный банк. Настолько крупный, что в нем даже есть отдельное подразделение, отвечающее за ипотеку. Это подразделение работает только в будни и только до 18.00. В субботу оно закрыто. На кого рассчитывает этот банк - на безработного или пенсионера? Думает ли он о человеке, который собрался брать ипотеку? Не приходило ли в голову их топ-менеджерам, что человек, способный платить по их ипотеке, сам работает в будни допоздна? Предполагали ли, как он будет выкручиваться, бедолага?

Или вот жалуется мама первоклассницы: почему продленка в школах везде до шести. И рабочий день заканчивается в шесть, а телепортацию, как назло, еще не изобрели. Вот задача для ЕГЭ на пятерку: как можно успеть за ребенком с другого конца города?

Думали ли в школе и в отделе образования об этой конкретной маме, у которой некому забрать дочку из школы? Хотели ли они, чтобы ей было хорошо?

Про регистратуры в поликлиниках я даже и говорить не буду. Так, только за голову схвачусь и глаза закрою от ужаса.

Я, конечно, понимаю, что это вопрос сложный - и этический и политический, но мне от этого только грустнее. Вот если человек делает что-то и заранее ненавидит того, для кого он это делает, чего же он ждет? Если ты владелец магазина и втюхиваешь просроченный товар, не удивляйся если тебе вечером в суп плюнет официант. А если ты плохо учишь детей, то кто-то из их недовольных родителей может оказаться твоим консультантом в банке.

В этом плане мне финский дизайн нравится больше отечественного.

share
print