Истории

Абитуриенты прошлых лет – о том, угадали ли они с профессией

Можно ли в 17 лет сделать правильный выбор?

Сергей Авдеев, летчик-космонавт, 54 года:

- В детстве я хотел быть спортсменом, потом физиком. Космонавтом не хотел быть, я считал это просто нереальным. Это все равно, что мечтать быть президентом.

Как-то познакомился с выпускником МИФИ, он рассказал, чем институт живет, как учат. У меня были научные интересы. И я решил стать физиком. Закончил МИФИ по специальности «экспериментальная ядерная физика».

Студентом я работал с учеными, которые строили аппаратуру для спутника по изучению звезд. Я тогда уже писал диплом, и после окончания института получил распределение в компанию ЭМПО Энергия - это бывшее конструкторское бюро Королева, которое занималось изготовлением самого спутника.

Пришел туда инженером. Работал там лет пять, потом, чисто случайно, ребята из других отделов говорят мне: «Знаешь, здесь у нас есть отряд космонавтов», я говорю: «Как? Он же в звездном городке». «Нет, - говорят, - здесь он, в 53 отделе». «Да ты что? А я - 291 отдел. А что нужно, чтобы туда попасть?» «Напиши заявление, что хочешь перейти из одного отдела в другой». Я взял, написал заявление, и стал космонавтом.

Если бы мне сейчас было 17 лет, я выбрал бы тот же путь. В то время моим увлечением была физика. Хотя один знакомый из МИФИ остался в науке, но ему пришлось работать и в биологии, и в геодезии, и в компьютерах. В общем, набрал разных специализаций.

Елена Приходько, социальный психолог, 35 лет:

- В детстве кем только не мечтала быть: от учителя до космонавта. А потом, в старших классах, захотелось стать психологом. Но поступила в экономический институт – родственники посоветовали. Психологи в то время в основном сидели без работы, да и сама профессия – низкооплачиваемая. Мне сказали, что лучше сначала получить образование, которое будет приносить доход.

Работала в итоге экономистом в Пулково, а потом – уволилась. Осознанно. Поняла, что так больше жить невозможно – надо заниматься тем, чем хочешь, что будет тебе интересно.

Получила второе высшее образование. Отучилась на психолога. Хотела пойти на консультирование, но поняла, что с экономическим образованием намного проще устроиться социальным психологом, чем консультирующим. И образования, которое я получила, наверное, маловато. Для этого надо учиться еще. Но у меня все впереди.

Я ничего бы не меняла в своей жизни. Я рада тому, что получила первым экономическое образование. В 22 года быть психологом практически невозможно – нужен опыт. Сейчас я чувствую, что могу помочь людям.

Александр Гончаров, программист, 30 лет:

- Я сейчас работаю в консорциуме «Кодекс» программистом. Учился в физико-математическом классе в школе при Ленинградском электротехническом институте. Мы писали рейтинговые работы, по результатам которых я был зачислен на инженерно-физический факультет.

Учиться мне не нравилось, потому что я оказался не на той кафедре.

Физиком мне быть не хотелось. Пришлось переучиваться на программиста. В основном – самостоятельно, с помощью специальной литературы, а потом еще прошел курсы повышения квалификации от Майкрософта на базе Политеха. Теперь работаю по специальности, которая мне действительно по душе.

Лучше бы, конечно, поступал сразу на программиста. А в школе – учил бы усерднее иностранный язык. Сейчас приходится ходить на дополнительные курсы.

Мария Павлова, литературный редактор, 38 лет:

- В детстве я мечтала стать психологом. Меня поразили книги Ричарда Баха «Иллюзии» и «Чайка Джонатан Ливингстон», хотелось помочь людям стать счастливыми. Но после школы я решила, что поступить на психфак в СПбГУ нереально. И пошла в институт культуры на библиотечный факультет, потому что любила читать.

Два года была библиотекарем. А потом меня нашла «моя» работа. В газету на время требовался корректор. Оказалось, что править тексты, делать их звучнее и понятнее – это и есть то, что мне больше всего нравится. Я очень люблю русский язык.

Со временем я стала литературным редактором, работала с переводными текстами. Если бы мне было снова 17, я бы поступила на филологический факультет.

Анна Овчинникова, менеджер по проектам, 35 лет:

- Я жила в Ташкенте и собиралась поступать на прикладную лингвистику в Петербург. В это время развалился союз, и родители не рискнули отпустить меня одну. Нужно было срочно выбрать вуз, и выбор пал на технический университет. Посчитали, что компьютеры, сети и все, что с этим связано, будет актуально в будущем.

Решение было не мое. Друзья родителей посоветовали, провели беседу, как это будет интересно - и я согласилась. В педагогический вуз я даже не думала идти, в языковой - времени на подготовку не было.

Поняла, что это не мое на третьем курсе, когда началась специализация. По специальности не проработала ни дня, но частично знания в технической сфере позволили делать в дальнейшем английский технический перевод. Я работала переводчиком, потом страховым брокером. Параллельно давала уроки английского. Тогда я и поняла, что хочу работать с детьми.

Если отмотать время, то я бы поступила на детскую психологию. У друзей стали появляться дети и с ними возникают проблемы, о существовании которых мы раньше не задумывались. Разбираться с этим интересно, но знаний и практики не хватает. Да и вообще, психологическое здоровье общества складывается из здоровья каждого отдельного человека, а оно закладывается и корректируется в детстве.

Владислав Дюделев, научный сотрудник, 30 лет:

- Я работаю в физико-техническом институте имени А.Ф. Иоффе РАН. По совместительству преподаю в ЛЭТИ. Учился я, кстати, тоже в ЛЭТИ, кафедру электроники мне посоветовала мамина знакомая. Но я сам решал, куда поступать, и доволен выбором. Платят, конечно, немного, но работа нравится – иначе я бы не остался. Мы ездим в творческие командировки, проводим исследования вместе с шотландскими коллегами. Работа очень перспективная.

Я не стал бы выбирать другую профессию. Но если бы мог вернуться в прошлое, учился бы лучше. Мне было бы сейчас легче в своей работе.

share
print