Истории

Морской вокзал поднимется на десятиметровую высоту

В ближайшие годы облик площади Морской Славы изменится до неузнаваемости — в створе Большого проспекта вырастет 54-метровое здание морского вокзала.

А на месте старого здания появится монументальный офисный центр с четырьмя 60-метровыми башнями. Так, по крайней мере, видят новый облик площади проектировщики ЗАО «ИГЛ ГРУПП Санкт-Петербург», выполнившие эту работу по заказу ОАО «Морской вокзал».

Правда, большая часть членов Градостроительного совета Санкт-Петербурга, на заседании которого обсуждался проект, восприняла эти планы весьма неоднозначно. По словам генерального директора ОАО «Морской вокзал» Владимира Малика, строительство нового пассажирского терминала на намывных территориях вовсе не означает закрытие «старого» порта – среднетоннажные суда по-прежнему будут приходить именно туда.

«И основная идея состояла в том, чтобы создать образное здание, которое запомнят гости нашего города», – говорит проектировщик Владимир Григорьев. Ныне существующий морской вокзал, по мнению Малика, производит депрессивное впечатление. Кроме того, здание крайне нефункционально, поскольку его полезная площадь составляет всего 13 тысяч квадратных метров, а остальные 15 занимают внутренние дворы и коридоры.

Проектируемые здания куда более вместительны. Общая площадь офисных помещений составит более 60 тысяч квадратных метров. Кроме того, здесь предполагается разместить гостиницу, магазины, рестораны, кафе и парковку на 1000 машино-мест. «Идея состоит в том, чтобы собрать под одной крышей все компании, специализирующиеся в области морского транспорта», – говорит Малик.

Стоит отметить, что вторая очередь освоения территории (первой считается существующее здание) уже обсуждалась год назад и в целом была одобрена. Однако изменения, которые за это время внес в проект Владимир Григорьев, его коллегам категорически не понравились.

Кроме того, члены совета отметили, что арка, запроектированная в створе Большого проспекта, «чтобы сохранить воздушную перспективу», вряд ли выполнит свою роль – просто потому, что начинается она на высоте около 10 метров. Специалисты предлагали опустить ее до земли, «прорезав» зону парковки, или – еще лучше – организовать подземный паркинг.

Но, по словам Малика, близость к воде делает эти работы весьма сложными и дорогостоящими. С появлением проекта офисного центра ситуация усугубилась. Во-первых, как отмечали выступавшие, со стороны залива «доминантой» окажется вовсе не арка, а «дырка» между зданиями. Во-вторых, специалисты сошлись на том, что оба строения не сложились в единый комплекс.

Наконец, в-третьих, сам проект офисного центра архитекторов не впечатлил. Лауреат Государственной премии РФ, заслуженный архитектор России Никита Явейн, выступавший в роли рецензента, деликатно отметил, что «в новом образе нет ничего особо интересного» – и это была самая добрая из прозвучавших оценок.

Но, естественно, самым острым стал вопрос о сносе существующего вокзала. В советские времена его авторы не случайно были удостоены Государственной премии. Им удалось решить достаточно сложную задачу – в архитектуре здания должна была одновременно отразиться «морская» тематика и тема «блистательного» Петербурга.

В новом проекте Петербург не звучит совершенно – по словам профессора, доктора искусствоведения Владимира Лисовского, такой точки зрения придерживаются практически все члены Градостроительного совета. Впрочем, заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре Виктор Полищук напомнил его членам, что неподалеку от Морского вокзала должны появиться высотные строения «Морского фасада», и зона «Ленэкспо» будет реконструирована, и территория Балтийского завода рано или поздно освободится для деловой застройки.

А в новом окружении, убежден Полищук, здания, построенные по проектам Григорьева, будут смотреться вполне органично…

Представители «Морского вокзала» планируют окончание работ по второй очереди на 2009 год. По словам Григорьева, третья очередь, проект которой сейчас направлен на дополнительное согласование, «при оптимистичном развитии событий» будет построена через два-три года.

share
print