Истории

На карте появляется новая горячая градостроительная точка

То, чего несколько лет с тревогой ждали жители Коломны, начинается. В ближайшее время на Фонтанке, 161 появится новый дом. На карте Санкт-Петербурга отчётливо начинает пульсировать новая горячая градостроительная точка: под угрозой сразу два здания-памятника.

Объявления на стенах окружающих домов запестрели на днях. Они предупреждали о переносе контейнерной площадки. Однако переживали жители квадрата, ограниченного набережной Фонтанки, улицей Лабутина, Климовым и Прядильным переулками, не по поводу утраты близлежащей помойки. Куда больше волновало и волнует их то, что одно из этих объявлений висит на стене дома Чанжина (Северова) (Фонтанка, 163/ Прядильный пер. 12), а другое - на стене дома Капустина (Фонтанка, 159/ Климов пер., 9).



Стройка неизбежна: когда-то на этом месте был дом. Двухэтажное строение № 161 с дворовым флигелем – дом Мусина-Пушкина, был утрачен в войну (тогда, кстати, пострадали и соседние здания). Район, прилегающий к верфям, нещадно бомбили. До сих пор в соседнем Прядильном переулке нет домов № 1 и 11. Старожилы видят в этом некую мистику и говорят: «Вряд ли фашисты вели прицельный огонь по номерным табличкам домов». На месте первого дома сейчас сквер.
Обломки одиннадцатого восстановили и объединили с девятым.



А скверик на Фонтанке, ограниченный обломками оставшегося фундамента, так и стоял более полувека. На заре нового века он получи новое имя – лакуна. Времена изменились: земля в старой части города стала лакомым кусочком. По переулкам поползли слухи: здесь будут строить новый дом. И даже шестиэтажный! Люди сетовали на грядущую грязь и шум, переживали по поводу искажения открыточных видов Коломны, жалели вырубленный на пустыре сквер. Но уничтожением деревьев всё и ограничилось. Заговорили о том, что город ставит застройщику жёсткие условия по восстановлению утраченного дома. «Инвестор ушёл, оставив после себя пустырь» - вздыхали жители набережной.

Слухи снова пошли и подтвердились тогда, когда на пустыре были замечены люди с папочками и измерительными рулетками. В феврале 2007 года некое ЗАО «Инфотек Балтика» получило разрешение на проведение на пустыре изыскательских работ. Жители узнали, что здесь будут строить деловой центр для пароходства – некий «Морской дом». В декабре прошлого года Смольный дал добро на проектирование и строительство административного здания. И вот в мае появилась информация о стройке.

Правда, она весьма скудна и противоречива. В объявлениях, написано, что дом будет возводиться не административный, а жилой. Пока жители Коломны не знают имени застройщика и не имеют ни малейшего понятия о внешнем виде дома-соседа.

Между тем, битва "между Капустиным и Чанжиным" может развернуться нешуточная. Ибо стройка будет между двумя домами-памятниками, и без того пострадавшими в войну. Это может быть «Мурузи в квадрате». Дом же Чанжина (Северова) и вовсе может стать следующим после дома Рогова. Построен он в 1801 году и сейчас практически расселён ввиду, как говорят оставшиеся жильцы, плачевного состояния изнутри.

Есть и две дополнительные сложности: первая в том, что на застраиваемый пустырь вплотную выходят окна дома Капустина. У людей просто отнимут солнечный свет. Ведь мало кто из ныне живущих помнят, что на этом месте когда-то стоял дом.

Второй досадный нюанс в том, что на этом пятачке проще простого не обращать внимания на высоту. Впереди, на другом берегу Фонтанки, маячит высотка гостиницы "Советская" (ныне - "Азимут") - градостроительная ошибка 70-х годов прошлого века. Да и сам дом Капустина достаточно высок. Впридачу ещё и дом № 7 по Прядильному переулку (тоже угловой с набережной Фонтанки) тоже не маленький: пять этажей, да ещё и башенка. В общем, за виды Коломны и сохранность её исторических зданий градозащитникам придётся биться основательно. Во всяком случае, новых разговоров о воссоздании утраченного объекта культурного наследия пока никто не заводил.

share
print