Истории

Как бороться с дурой и дрянью?

Приходит время, когда дети начинают выражаться нехорошими словами.

Чуткие родители с раннего детства учат деток замечательным словам вежливости. Тут и там слышатся фразы: «скажи спасибо», «извинись перед тетей», «не забудь поздороваться» и т. д. и т. п.

И вот наконец приходит день, когда малыша ведут в детский сад. Многие папы и мамы ожидают, что там их детям привьют навыки вежливости и научат правилам этикета.

Дурные слова

А потом…Вдруг приходит день, когда их девочка или мальчик, приходя из садика, говорит: дура, дрянь или другие более «тяжелые» нецензурные слова.

У родителей естественно, шок, много переживаний, вопросов и негативных эмоций. Почему он их повторяет и, главное, как сделать, чтобы малыш унес эти слова обратно, откуда принес .

Очень часто дети просто повторяют новые слова, которые слышат вне стен дома. Когда они используют их дома, малыши и не подозревают, какой нехороший смысл несут эти «аномалии русского языка».

Ваша реакция

Важна реакция родителей. Если мамы и папы начинают гневно кричать, грозя «вырвать язык», резко запрещать, спрашивать и выяснять, где ребенок это слышал, то вероятность закрепления плохих слов ребенком резко возрастает.

Ведь для малыша, что под запретом, то и хочется. Кроме того, ребенок начинает думать, что раз родители подняли такой ажиотаж, то в этом что-то есть.

Самое разумное в данной ситуации:

Услышав нехорошие слова реагировать спокойно. Можно удивленно отметить: «Хм, какое интересное слово». Потом добавить, что в нашей семье такие слова не приняты. Можно подобрать с ребенком замену такого слова на более приемлимое в вашей семье. Важно обсудить все с ребенком.

Иногда родители говорят мне, что их дети задают вопрос: «Мама, вот ты говоришь, что лучше говорить так-то и так-то. А почему Ваня (Даша, Саша и т .д. ) в садике постоянно говорят эти слова?»

Родителям можно ответить ребенку, что все мы разные и если кто-то и говорит «дура», то это совсем не значит, что тебе тоже так надо говорить. Обычно при такой не критикующей, поддерживающей и помогающей позиции , ребенок принимает правила семьи .

Есть еще одна сторона этого вопроса, которую хотелось бы  обозначить. Иногда родители, взаимодействуя между собой, «кидают» в партнера разные колкости и обидные выражения .

Некоторые родители даже не замечают, что иногда обижают друг друга. Через какое-то время, услышав от сына или доченьки точно такие же выражения, папы и мамы удивляются, откуда что взялось.

А ведь дети просто повторяют услышанное от родителей и переносят это в жизнь. Думаю, самим родителям надо внимательно фильтровать свою речь, спорить вежливо, конструктивно и по существу, не обвиняя друг друга, а лишь пытаясь договориться с супругом и донести до него свою просьбу. Тогда, глядишь и дети станут более вежливы .

Как взрослые

Иногда ( это касается деток дошкольного возраста), ребята бранятся, считая, что так они выглядят старше, серьезней. В 5-6 лет многие дети очень хотят быть «как папа» или «как мама», а поскольку критериев взрослости еще не знают, то заполняют свою речь кажущимися им очень взрослыми выражениями.

В школьном, а особенно, подростковом возрасте, стремление казаться старше за счет якобы взрослых привычек: плеваться, курить, ругаться, часто становится доминантным в поведении.

О вежливости

Хочу добавить немного про правила вежливости. Дети становятся вежливыми, когда слышат в семье слова «спасибо», пожалуйста; когда видят, как папа помогает маме донести тяжелые сумки и умело подает пальто , когда семья идет на прогулку; когда нет споров по поводу ведра с мусором; когда нет криков , а есть договоренности и компромиссы.

В помощь родителям в нашем городе есть кружки и занятия по этикету. Тематика занятий обширна: от - «как держать вилку» до - «как правильно отметить день рождения». Т

акие занятия предлагают деткам с трех лет. В книжных магазинах города достаточно книжек про этикет, причем они написаны в виде сказок и интересных историй.

В садике и дома можно организовать викторины, кто больше знает вежливых слов, «фанты вежливости», турнир этикета и многие другие . Поле выбора здесь ограничено лишь фантазией родителей и педагогов.

И все же скажу еще раз, что фундамент вежливости закладывается в семье.

 

Об авторе: Ольга Енина, психолог-психоаналитик: детская, семейная и подростковая психотерапия. Опыт работы с детьми более 10 лет. Как связаться: [email protected]

Задать вопрос нашему эксперту в рубрику можно по адресу: [email protected]

share
print