Истории

Как я провела День Победы

Это мнение - ответ на статью Андрея Цапу.

Первым делом хочу поблагодарить Андрея за такой простой и по-человечески искренний способ поблагодарить ветеранов Великой Отечественной. Подарить цветы, сказать «Спасибо!», выслушать и просто улыбнуться – это может каждый из нас.

Я решила поддержать традицию, о которой рассказал Андрей, и утром 9 мая, отменив велопоездку, отправилась сначала за цветами, а потом на Дворцовую.

Организация праздника – отдельная история

Организация праздника – отдельная история. Тысячи людей, начиная с 10 часов, томились на протяжении всего Невского… На Дворцовую площадь, где происходило самое главное действо – праздничный парад – не пускали.

У метро Невский проспект есть большой плазменный экран, в обычное время по нему транслируют рекламу. Сегодня же, 9 мая, там показывали «что-то, относящееся к празднику». Сначала я обрадовалась, подумав, что о тысячах не попавших на парад позаботились, включив прямую трансляцию с площади.

Нет, выяснилось, что это просто новости. Звука не было. Потом новости сменились пафосными приветствиями участников какой-то делегации, сопровождаемыми картинками с изображением губернатора в окружении ветеранов. От скуки смотрели и это – делать нечего.

Все стояли и ждали чего-то, не зная чего. Люди не знали даже, будет ли праздничное шествие по Невскому после окончания торжественной части… Тут я в очередной раз, со своими идеалистскими представлениями о том, «как должно быть по уму», подумала – сейчас, наверное, в громкоговорители что-то скажут, и всё всем станет понятно.

Нет, молчали динамики, которые, к слову сказать, были в достаточном количестве вокруг.

Единственным источником информации были милиционеры, но к ним было не пробраться. Это уже потом, когда движение открыли (примерно в 12 часов), я выяснила у хранителя правопорядка, что шествие будет в 17:00 (а в программе праздника, уже вечером, прочитала, что в 16:00). В сети сегодня увидела, что марш был в 17:00. Всё-таки милиционер оказался более достоверным источником.

Не хватало атмосферы праздника вокруг, несмотря на щедро украшенные Невский проспект, Дворцовую площадь и все центральные мосты через Неву. Стоя в ожидании, я ещё успела подумать – а почему бы не включить праздничные песни, тот же «День Победы»? Люди с удовольствием пели бы песни, и ожидание не показалось бы тягостным и бессмысленным. Конечно, гораздо почётнее, когда граждане сами начинают петь патриотические песни просто потому, что душа требует… Но, видимо, нет для этого у нас должного единства. Нет чего-то того, важного, что было у «тех» молодых, которые прошли войну…

Оставим в стороне вопросы организации, слишком уж они вечные и больные.

Гораздо приятнее рассказать о ветеранах

Гораздо приятнее рассказать о ветеранах. В этот день мне удалось поздравить примерно 20 человек. Общаясь с ними, я не увидела ни одного старого лица, потухшего взгляда, сгорбленной осанки. Не услышала ни одной жалобы в сторону власти, правительства или жизни вообще. Эти люди юны и прекрасны, у них в глазах есть такая глубина и свет, необъяснимая радость, которую редко можно встретить среди нас, «молодых».

Оказалось, что многие специально приехали на День Победы в наш город из разных уголков бывшего Советского Союза – посмотреть на триумфальное празднество 65-летия Победы, отметить этот праздник в городе-герое Ленинграде. Я беседовала с людьми с Урала, из Хабаровска, Киева, Новгорода, Будённовска…

Особенно запомнилась удивительная женщина по имени Людмила Никитична Иванова (в девичестве Рученко). Она в военные годы командовала женской ротой, прикреплённой к аэродрому у линии Маннергейма.

Стояла у самой линии обороны, за что получила многочисленные награды. Потом вышла замуж и уехала на Кавказ, в город Будённовск Ставропольского края. Людмиле Никитичне 88 лет, но никогда в жизни я не сказала бы этого, глядя на её молодое лицо, светящиеся глаза. В глазах были слёзы радости. Она улыбалась и тихо говорила, обращаясь к своей племяннице «Такое может быть только здесь». Её изысканный наряд, шляпка, выдавали в ней коренную петербурженку, которая счастлива видеть свой родной город живым, цветущим, и дарящим свои цветы и улыбки ей, в душе всё такой же юной девушке, которая когда-то покинула его.

С любовью рассказывала о своей тёте племянница Людмилы Никитичны, улыбчивая женщина лет 60-ти. Всё переживала, что переволнуется её родственница от такого обилия положительных эмоций. Рядом была также и внучка – молодая красивая девушка. Она тоже рассказывала детали военного подвига бабушки. Не знаю, с чем связаны тёплые мои чувства именно к этой женщине и её истории. С тем ли, что теперь она – моя землячка, а я – её (я родилась в Ставропольском крае, а живу в Петербурге). С тем ли, что сама она рассказала, что только благодаря крепости духа выжила среди немногих однополчан в войну, и живёт до сих пор. Возможно, с тем, что увидела я в ней какую-то утончённую женственность, которая не могла, на мой взгляд, быть у военных женщин… Мы очень тепло попрощались – как родные. Она мне сказала напоследок «Я буду помнить Вас всю жизнь». Я тоже, Людмила Никитична. Дай Вам Бог спокойствия, радости, счастья. Мне кажется, Вы счастливы именно тем, что Вы такая, любящая жизнь во всей её полноте. А жизнь просто отвечает Вам взаимностью. Тепла и света Вам и Вашим родным.

Захотелось заново услышать рассказы моего дедушки о войне

Именно после общения с этой необычайной женщиной мне захотелось заново услышать рассказы моего дедушки о войне, о том, как он прошёл все Карпаты и потом был ранен, как было страшно и одновременно почётно защищать Родину, как из госпиталя хотелось поскорее вернуться на фронт. Историй, так щедро рассказываемых в детстве, вдруг стало не хватать. Нет дедушки. Но есть другие люди, которые помнят, видели, слышали, пережили пусть не то же самое, но что-то, что изменило всю их жизнь, напитало таким жизнелюбием и светом, такой силой, которую не могут сломать ни беды, ни годы. И ради этих людей, немногих, но таких дорогих, я приду на Невский и Дворцовую и в следующем году 9 мая. И ничего, что цветов теперь больше, чем ветеранов. Пока есть возможность – я буду дарить цветы и улыбки, тепло своей души.

А ещё греет то, что тем же, чем и я, занималось ещё множество людей. Многие ветераны держали в руках большие охапки разных цветов, и при мне подходили молодые девушки, семьи, дети, и вручали цветок со словами благодарности. Пожилые люди замечали: «в этот раз нас как-то особенно чествуют». А я желала каждому из них, чтобы внимание к ним было не только в этот день, а всегда. Пусть так и будет. Лично я постараюсь всё для этого сделать.

Потому что это и есть то самое единство, которого нам сейчас так не хватает. Единство поколений, наций, времени: прошлого, настоящего и будущего. Просто человеческое единство.
 

share
print