Истории

Высший пилотаж: экстремальное или безопасное вождение?

Мастер спорта международного класса - о высшем водительском мастерстве.

Экстремальное и безопасное вождение

Все то, что творится на дорогах нашего города сейчас - это и есть экстремальное вождение. Учитывая нашу организацию дорожного движения, некачественное покрытие, «дружелюбие» со стороны окружающих водителей – всем, кто хочет выжить на дорогах, стоит овладеть навыками безопасного управления автомобилем.

Для этого на занятиях в безопасных условиях моделируются критические ситуации, чтобы водитель четко знал в будущем: чего нельзя делать на дороге и какие его действия могут привести к этой критической ситуации.

А это как минимум 6 часов в тренажерном классе и 9 часов - на автодроме: ледовом или асфальтовом, в зависимости от сезона.

Кого считать мастерским водителем

Часто приходится слышать - ездите потише, и аварий не будет: Будут. Люди, которые попадали в ДТП, рассказывают похожие истории - дорога ровная, скорость километров 40 в час, но не справился с управлением, перевернулся два раза через крышу.

Начинаем разбираться, и выясняется: водитель просто не представлял физику поведения своего автомобиля - что тормозить на вывернутых колесах нельзя, что газ в повороте часто приводит к развороту и так далее.

Мастерство - это умение применить на любой скорости в самой сложной ситуации тот прием управления, который обеспечит безопасность и водителя, и автомобиля. А это - контраварийная подготовка, которая, кстати, в Европейских странах обязательна.

Можно ли развить "чувство" автомобиля

Самое интересное, что это чувство подвластно 99% водителей. Нужно просто знать, из чего оно складывается.

Задача педагога - научить человека понимать свой автомобиль, помочь ему с ним подружиться, осознать, что можно делать на дороге, а чего - нельзя.

Водитель должен научиться каждую секунду контролировать, где заканчивается предел управляемости его машины.

Есть ли разница в обучении мужчин и женщин?

Разница очень существенная - да простят меня феминистки! Главное, чтобы вы определились в своем "психотипе". Для каждого психотипа существует своя защитная тактика в поведении на дороге. Главное, не слушайте опасных советов: "не бойся", "дави на газ", "обгоняй быстрей" и т.д.

Я бы сказал так: умей просчитывать свои действия заблаговременно (не имеет значение,  защитные они или нападающие) - и все встанет на свои места.

Какие опасности подстерегают на дороге весной?

Асфальт подкупает своей псевдонадежностью и уверенностью в управлении автомобилем.

Но наш асфальт - это основной враг автомобилиста. На расстоянии одного километра он может меняться по своей консистенции: крупнозернистый, мелкозернистый и т.д. Добавьте сюда ямы, неровности, колеи и прочее.

Водителю необходимо овладеть перераспределением веса автомобиля, уметь безопасно маневрировать на скорости, грамотно проходить повороты и т.д.

Надо знать, что хорошие сцепные качества с дорогой при переходе через определенный скоростной барьер теряются, и автомобиль становится неуправляемым.

А так как скорость велика, все происходит очень быстро - ситуация меняется со скоростью до 0,1 секунды. Правило одно: чем выше скорость автомобиля, тем более опережающие действия нужны для его управления.

 

Об авторе: Андрей Герасенков - руководитель СПб филиала Центра Высшего Водительского Мастерства (ЦВВМ), мастер спорта международного класса, кандидат педагогических наук, доцент Российского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта и Туризма (РГУФКСиТ Москва), зав. кафедрой Национального Университета Физической Культуры и Спорта им. Лесгафта (СПб).

 

share
print