Истории

«Сломанные побеги» покажут завтра в Петербурге

Фильм легендарного режиссера идет в рамках фестиваля 100 лет Голливуду.

Завтра в 21.00 в киноцентре «Родина» в рамках фестиваля «100 лет Голливуду: Немое кино + живая музыка» пройдет показ фильма «СЛОМАННЫЕ ПОБЕГИ» (1919 г.) легендарного режиссера начала века Дэвида Уорка Гриффита.

В роли невинной жертвы - звезда мирового кино Лилиан Гиш. В роли таперов Виктор Сологуб и Алексей Карпов.

Фестиваль посвящен 100-летию Голливуда, который уже целый век является символом кино.

Все началось просто

Все начиналось очень просто, но интересно: в 1910 году в Калифорнии высадился кинематографический «десант» из Нью-Йорка в составе режиссера Дэвида Уорка Гриффита и компании для съемок фильма «В старой Калифорнии».

Лилиан Гиш оказалась в гриффитовской труппе спустя 2 года, благодаря протекции своей подруги Мэри Пикфорд. Для театральной актрисы эта встреча стала судьбоносной.

Выдающийся режиссер, новатор кинематографа, Гриффит оказался еще и блестящим педагогом. Он учил своих актеров играть для экрана и воспитал талантливейшую актерскую плеяду. Самой одаренной была Лилиан Гиш, буквально ошеломлявшая тончайшей нюансировкой эмоций.

Она играла во всех шедеврах Гриффита: «Рождение нации», «Нетерпимость», «Сломанные побеги», «Путь на Восток», «Сиротки бури».

Первая леди немого экрана

«Первая леди немого экрана» - так называли Лилиан современники. Актриса оказалась идеальной героиней мелодрам – ее трогательная изысканная красота подходила для этого как нельзя лучше.

Режиссеры обожали подвергать утонченную красавицу изощренным оскорблениям и издевательствам. Это происходило так часто, что один критик как-то в шутку предложил создать «Общество защиты Лилиан Гиш».

И мужчины, глядя на муки, претерпеваемые актрисой на экране, желали только одного – защищать это прелестное создание, не щадя себя.

Роль трепетной Люси в фильме «Сломанные побеги» стала для Лилиан Гиш одной из самых ярких. Мелодрама, поставленная Дэвидом Гриффитом, вышла на экраны в 1919 году. Режиссер вновь оказался первопроходцем.

История межрасовой любви

Сквозь теплую, простую историю проступали актуальные, болезненные проблемы - насилие над женщинами и детьми и расизм, направленный против выходцев из Азии.

Американская пресса 1920-х гг. с удовольствием подогревала антиазиатские настроения в обществе. И Гриффит первым рассказал историю межрасовой любви.

Ведь гениальный кинематографист верил, что с помощью движущихся картинок удастся улучшить мир. Сегодня фильм изучается в киношколах всего мира как высочайший образец режиссерского и актерского мастерства.

Поначалу 26-летняя Лилиан говорила, что она слишком старая и слишком высокая для роли девочки, но в итоге эта роль была признана одной из лучших в ее карьере.

Пронзительная история любви 15-летней Люси и Ченг Хуана (Ричард Бартельмес), владельца игрушечной лавчонки, никого не оставляет равнодушным и сегодня.

А сцена, в которой разъяренный отец (Дональд Крисп) требует улыбки от измученной дочери, и в ответ она поднимает дрожащими пальцами уголки губ – одна из самых впечатляющих в картине.

Картину сняли всего за 18 дней

Работать приходилось даже по ночам. Особенно тяжело далась душераздирающая сцена убийства героини. В ответ на колкие замечания Гриффита, Лилиан Гиш, контролировавшая свою игру, заявила, что здесь она сымпровизирует.

Когда камера остановилась, на съемочной площадке наступила мертвая тишина. Потрясенный Гриффит только и смог вымолвить: «Лилиан, почему же ты не предупредила, как собираешься это сыграть!?». «Сломанные побеги» укрепили славу Лилиан Гиш как лучшей драматической актрисы.

Лишь в 1924 году она покинула любимого режиссера, перейдя на киностудию MGM, где стала одной из самых высокооплачиваемых актрис.

За свою 75-летнюю кинокарьеру Лилиан Гиш работала с лучшими режиссерами - Виктором Шестромом, Кингом Видором, Джоном Хьюстоном, Робертом Олтмэном.

Последний раз актриса появилась перед камерой в 93 года, в фильме Линдсея Андерсона «Августовские киты». Но немое кино так и осталось любовью всей ее жизни.

«Я никогда не одобряла звуковое кино. Немой кинематограф был готов к тому, чтобы сотворить новые художественные формы. Ведь это была не только пантомима, это было нечто невероятно выразительное», - заметила как-то актриса.

Справка "МР"

Киноцентр «Родина», ул. Караванная, д.12, www.rodinakino.ru


 

share
print