Истории

Учителей перестали уважать. Может, это к лучшему?

Почему при столь высоком стремлении наших соотечественников к образованию, учитель и преподаватель вуза имеют в общественном сознании весьма невысокую цену?

Поставим вопрос более широко: а какая профессия сейчас в сознании общества имеет высокую цену?

Ученые, к сожалению, потеряли вес в умах людей, а сама наука стала объектом интереса весьма узкого круга людей.

Отношение к врачам стало подозрительным. «Врачи не лечат, а калечат», – всё чаще слышим мы.

Менеджеры? Вряд ли уважением может пользоваться профессия в стране, где все стали называть себя менеджерами.

Может юристы, экономисты, политики, актеры, журналисты? Ой, лучше промолчать...

Канули в Лету времена, когда мальчики восхищались космонавтами и летчиками. Закончилась и эпоха лихих девяностых, когда парни мечтали стать олигархами, а девушки – фотомоделями и женами олигархов.

Теперь мы живем в эпоху размытых и смешанных ценностей, когда какие-либо определенные тенденции практически отсутствуют или не так однозначны.

К чему стремится сейчас молодежь? Спросите своих знакомых, к каким профессиям они относятся с ярко выраженным уважением? Вы услышите самые разные ответы.

На Земле уже живет свыше шести миллиардов человек, все что-то делают, к чему-то стремятся, глобализация и технических прогресс способствуют росту и накоплению информации немыслимыми ранее темпами.

Если раньше человек, выучившись, использовал полученные в школе и вузе знания всю жизнь, оттачивая их и накапливая опыт, то теперь он вынужден учиться постоянно, чтобы не отстать.

Знания в некоторых областях (особенно в сфере IT) устаревают столь быстро, что, отучившись добрых пять лет, выпускник вуза оказывается перед фактом, что приобретенные им знания теперь уже больше никому не нужны.

На первый план выходит самообразование и практический опыт, а знания, получаемые в вузе, отныне носят вспомогательный, направляющий характер.

Знания, транслируемые преподавателем, перестают иметь авторитет, неоспоримость и высокую ценность. Преподаватели слишком консервативны. Они слабо адаптируются к изменяющимся условиям и неохотно стремятся к получению новых знаний и освоению передовых педагогических методик.

Большинство преподавателей – люди, безусловно, умные, эрудированные, начитанные, но среди них катастрофически мало настоящих преподавателей – по призванию.

Ведь знать свой предмет и владеть знаниями еще не означает мастерски их донести до аудитории. К сожалению, мало кто из преподавателей может увлечь своим предметом. Не удивительно: это целое искусство. К тому же ораторские способности, личное обаяние и харизма порой играют не меньшую роль, чем знания и опыт.

На факультете любого вуза число преподавателей, умеющих увлечь за собой учащихся, по-настоящему заинтересовать предметом, можно посчитать на пальцах, пожалуй, одной руки, увы.

Подпортила репутацию профессии коррупция в системе образования. Преподаватель отныне больше не воспринимается как честный, высоконравственный светоч знаний. Преподаватели, не брезговавшие взятками, очернили честных и преданных своему делу остальных коллег.

Низкая зарплата в сфере образования породила отток высококлассных кадров в другие сферы и закрыла вход для прихода молодых педагогов. Люди с фундаментальными знаниями и высокопрофессиональными навыками теперь претендуют на хорошие зарплаты и, понятное дело, не ищут работу в школах и вузах.

К сожалению, в массовом сознании есть даже мнение, что если человек не найдет себя ни в чем после вуза, ему останется только идти преподавать. Часть советских специалистов, оставшихся не у дел в девяностые годы в рамках рыночной экономики, пошли кое-как преподавать, чтобы выжить. Также оказались перед студенческими аудиториями непрофессионалы и дилетанты.

Увы и ах, перед учителями и преподавателями не преклоняются, их не боготворят, как раньше.

Но, может, это и к лучшему? Слепая вера к каждому сказанному педагогом слову и непререкаемый культ учителя не способствуют эффективному учебному процессу и не делают никого умнее и счастливее.

share
print