Новости

Кровные узы

Корреспондент «МР» - о дешевом мороженом, директорской дочке и регуляции рынка.

В большом магазине, куда я захожу едва ли не ежедневно, был маленький отдел с мороженым и молочными коктейлями. Стоили коктейли недорого – 22 рубля стакан, продавщицы в отделе работали очень душевные – стоит ли объяснять, что от покупателей у них не было отбоя. Мой собственный ребенок числился в этом отделе постоянным клиентом – едва переступив порог магазина, он брал у меня денежку и мчался со всех ног к заветному прилавку. Потом заказывал коктейль и с удовольствием его пил, пока я бродила по другим отделам, набивая сумку продуктами. Собственно, так поступали многие – это было удобно…Ключевое слово здесь «было».

В один прекрасный день напротив отдела с коктейлями появился другой отдел – там стали продавать муссы и свежеотжатые соки. Муссы стоили в два раза дороже коктейлей, и особым спросом среди посетителей не пользовались. Несколько месяцев два прилавка стояли друг напротив друга – около одного вечно толкался народ, а у второго было пусто. А потом «новички» поставили холодильники для мороженого и аппарат для производства популярного молочного напитка. А старый коктейльный отдел куда-то исчез. В новом коктейли стоили уже не 22, а 32 рубля. «Мама, ничего не поделаешь, теперь надо туда идти», - горестно сказал мой сын и протянул лапку за деньгами. Я потянулась за кошельком – возможность оставить ребенка пить коктейль, а не таскать его по всем отделам дорогого стоила.

Но через неделю-другую нас ждало еще одно разочарование. Увеличив цену коктейлей, хозяева нового отдела решили параллельно снизить его себестоимость, и наказали продавцам класть в напиток только самое дешевое белое мороженое. «А раньше мне его и с черникой делали, и с клубникой, и с крем-брюле», - переживал ребенок. Взяв расстроенное дитя за руку, я повела его прочь. «Может, через месяц-другой появятся у них конкуренты, которые тоже захотят коктейли делать», - утешала я сына. «Не найдутся! – шепотом возразила знакомая продавщица. – ЭТОТ отдел дочка директора магазина открыла, потому предыдущих арендаторов и убрали».

Все встало на свои места. Когда-то Егор Гайдар обещал нам, что рынок сам себя отрегулирует. Мы поверили – а потом очень обижались на Гайдара и других либералов из-за того, что их обещание так и осталось невыполненным. Вот, теперь я думаю, что, может, зря обижались. Если бы рынок регулировал себя сам, то предприниматель, который продает более дешевые и качественные товары, неизбежно выиграл бы у того, кто и цены задирает, и о качестве не заботится. Но в данном случае в роли регулировщика выступал директор магазина, заботящийся о бизнесе своей дочки. А поскольку директоров у нас России много, и родственников у каждого из них тоже хватает, то у рынка просто не было возможности заняться саморегуляцией. Ни при Гайдаре, ни, тем более, сейчас…
 

share
print