Истории

Аварийные дома

Роберт Рабаба, который живет в доме № 32 по набережной Робеспьера, уже почти закончил упаковывать вещи. Через несколько дней он переедет в квартиру на Богатырском проспекте. Дом, в котором живет Роберт, год назад признали аварийным. Для жителей это стало большой неожиданностью – никто из них на дом не жаловался.

Год назад они думали, что смогут исправить ошибку. Но оказалось, что это гораздо сложнее, чем решили вначале. «Многие отсюда уже уехали, – рассказывает Роберт. – Часть людей еще пытается судиться. Например, мой сосед надеется отстоять дом. А я уезжаю». Роберт не верит, что чиновников и застройщиков можно победить.

Оказывается, то, что случилось с Робертом и его домом, не редкость. В народе это явление уже давно получило название «синдром внезапной аварийности». О наличии синдрома можно говорить, если здание, жители которого никогда не жаловались на его состояние, внезапно признается аварийным и подлежащим немедленному расселению. После этого сразу появляется проект строительства на его месте многоэтажного элитного дома, гостиницы или бизнес-центра. Как правило, аварийными признаются здания, расположенные в старых районах города, где земля стоит особенно дорого.

В октябре прошлого года «МР» уже писал об этом явлении. Тогда в городе разгорелись скандалы вокруг трех «аварийных» домов: на Конногвардейском бульваре, 5, набережной Робеспьера, 32 и улице Мира, 32. Жители надеялись, что они смогут отстоять право на жизнь в центре города. Сегодня их телефоны не отвечают. Когда звонишь знакомым в дом № 5 на Конногвардейском бульваре, в трубке раздаются длинные гудки, либо отвечают, что мы ошиблись номером. Жители покинули это здание еще прошлой осенью. Они подали на чиновников, признавших дом аварийным, в суд, но проиграли. Согласно решению Октябрьского суда, собственники жилья получили компенсацию – 999 долларов за квадратный метр. Это в несколько раз меньше, чем его реальная стоимость. Сейчас на месте освободившихся квартир строят отель.

Жители дома Нобеля на улице Мира, 32 пока живут по прежнему адресу. Официально их дом по-прежнему аварийный, а территорией, на которой он стоит, интересуется компания «Лира» – она хочет построить на месте аварийного здания новое. «Пока живем, – говорит Владимир Волков, житель дома. – Компания себя никак не проявила». Он и его соседи надеются, что застройщики в конце концов откажутся от идеи застроить улицу Мира. С заключением экспертов, признавших их дом аварийным, люди категорически не согласны. Но денег на проведение повторной независимой экспертизы у них нет: большая часть жителей – пенсионеры. «Это стоит 200 тысяч рублей, – говорит Владимир Волков. – Выяснилось, что собрать эту сумму наши жители не могут».

За последние месяцы список зданий, страдающих синдромом внезапной аварийности, пополнился. Аварийным признан дом на улице Эсперова, 7 («МР» уже писал об этом в № 35 (182) от 8 сентября). Правительство Петербурга выпустило распоряжение, согласно которому он подлежит сносу. На его месте построят прачечную для сотрудников Конституционного Суда. Жители говорят, что будут бороться.

Юристы, которые представляют интересы жителей «аварийных» зданий в суде, утверждают, что возможность отстоять свое право жить на прежнем месте существует. «На этой неделе состоялось очередное заседание суда по дому на Эсперова, – рассказывает Евгений Баклагин, адвокат Международной коллегии адвокатов. – Впервые за полгода нам удалось собрать в суде все стороны. Наконец пришли представители Управления делами президента, администрации города и района». Адвокат надеется, что этот суд будет выигран. На руках у жителей заключение независимой экспертизы, на которую они не пожалели денег, где написано, что дом на улице Эсперова, 7 не является аварийным. «В постановлении правительства говорится, что дом подлежит сносу по причине аварийности, – говорит Евгений Баклагин. – Мы намерены доказать, что аварийности не существует».

Пока это удалось сделать только однажды. Единственный случай, когда людям удалось отстоять свои «аварийные» дома, произошел на Гражданке, на территории 12 квартала. В 2004 году компания «ИВИ-93» изъявила желание построить новый жилой комплекс на месте целого квартала, заполненного жилыми домами. «В зону предполагаемого строительства попали сразу 16 домов, – вспоминает Евгений Баклагин, который помогал жителям Гражданки отстаивать свои права. – Все они были признаны аварийными одним актом, представляете? Все 16 разных зданий». До суда тогда дело не дошло. Люди вышли на митинг и обратились к юристам и правозащитникам, и компания отказалась от застройки квартала.

share
print