Истории

Ленинградские заводы: есть кто живой?

Знаменитые заводы стараются выжить в новом мире. Как советские бренды вошли в новую жизнь?

  • AST_9181__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_9101__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_8968__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_8838__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_8732__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_8636__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_8617__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_8328__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_8462__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_8192__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_8104__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_8072__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_8033__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_7964__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_7943__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_7924__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_7518__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

  • AST_7391__580_Astafjev.jpg

    На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».

    Источник: На фабрике детской обуви «Скороход». Фото: Александр Астафьев, «Мой район».


Мало кто из известных петербургских заводов сменил профиль. Но смежные производства открыли многие.

Балтийский стал отливать церковные колокола. На «Адмиралтейских верфях» помимо судовых механизмов делают мебель для офиса. На «Кировском» выпускают эскалаторы для метро, а на легендарном «Красном треугольнике» - ленты для транспортеров.

Эти названия мы помним с детства. Но не многие знают, как сегодня себя чувствуют знаменитые гиганты.

Жизнь в башмачках

Галина Федотова приезжает на фабрику детской обуви «Скороход» к 7:30. Сразу – на участки. Галина – начальник производства. Она пришла на знаменитый «Скороход» в 18 лет, сейчас ей 62.

«На мне четыре производственных участка и тысячи пар обуви в день. Ассортимент большой, много отделки, новых моделей», - говорит она, пока мы идем вдоль станков, прессов, металлических стеллажей с подошвами, креплениями, заготовками.

«Вы знаете, на большом «Скороходе» у нас была концертная площадка, сад с цветами, профилакторий. Но не было разнообразия, красок. Мы не могли одеть детей в красивую, радостную обувь, а очень хотелось. Вот теперь воплощаю мечты!» - улыбается она.

Поколение NEXT выбирает «пищу»

На старожилах держатся почти все ленинградские гиганты.

«Моя работа – второй дом, я здесь с 16 лет!» - объясняет Олег Даньев, автомеханик «Спецтреста № 27». Ему 70, но он может целый день мотаться по городу, а вечером спешит в институт - подтверждать квалификацию.

«Такое у нас поколение. Дома скучаем, на работе – горим» - говорит он.

То, что руками работают в основном люди солидного возраста, подтвердили и на «Кировском заводе». Отделы менеджмента, маркетинга, персонала омолодились, а на рабочих точках – люди вдвое, втрое старше.

«У нас выпало целое поколение. Работают или юные, или уже за 50-60», - говорит Ирина Ермоленко, сотрудник профсоюза радиоэлектронщиков.

Похвастаться молодыми кадрами смогли только пищевики. «У нас 61 процент сотрудников - до 35 лет. Например, у завода «Хлебный дом» - хозяева финны, обновили производство, берут молодых. На пивзаводах, на «Кока-коле» – тоже. А на хлебозаводах, где работа в три смены и тяжело, остаются старики» - объяснили в профсоюзе.

На завод из офиса

Но ситуация меняется. С ремонтом цехов, сменой техники, повышением зарплаты, на ту же фабрику детской обуви «Скороход» пришли молодые швеи, модельеры. Это благодаря им обувь стала ярче – на ботинках появились футбольные мячи, бабочки. Уже больше половины сотрудников – до 35 лет.

24-летняя Ирина Ефимова, выпускница университета технологии и дизайна, - мастер пошивочного участка. Она говорит, что уже «наелась» работой в торговле, да и офисный труд ее не привлекает.

«Хочется заниматься настоящим делом. Да, здесь цех, шум, работают станки и пахнет краской. Зато я вижу, как на моих глазах рождаются детские туфельки, - говорит она. - Это жутко интересно».

   

Справка «МР»

На производственных предприятиях Петербурга работает 365 тысяч человек.

Новая жизнь старых заводов

Кировский завод

Было

На Кировском заводе были созданы самые мощные во время II Мировой войны тяжелые танки «КВ-1» , «КВ-2» , «ИС-2». В мирные годы самой известной продукцией завода были тракторы «Кировец». В 70-80-е годы выпускалось до 25 тысяч тракторов, на заводе трудилось 45 тысяч человек.

Стало

«Кировский завод» сегодня - управляющая компания для 15 предприятий. Среди них сталелитейный завод «Петросталь» и «Петербургский тракторный завод», выпускающий 1000 тракторов в год. Основную прибыль заводу дает прокат стали и оборудование для энергетики. Среди новинок – эскалаторы метро, ими уже оснастили узел «Сенная-Спасская-Садовая». Работает около 8 тысяч человек. Средняя зарплата 24 тысячи рублей.

«Электросила»

Было

Здесь производилось оборудование для электростанций, в том числе для Днепровской и Рыбинской ГЭС. Основная продукция «Электросилы» была: турбо- и гидрогенераторы, крупные электрические машины, низковольтное оборудование.

Стало

Основная продукция – та же. Работает более 4000 человек. Средняя зарплата - 38 тысяч рублей.

Ленинградский Металлический завод (ЛМЗ)

Было

Более половины турбин, выпускавшихся в СССР, приходилось на долю ЛМЗ.

Стало

Профиль остался тем же. Здесь трудится 4 747 человек. Средняя зарплата 38 тысяч рублей.

ЛОМО

Было

Здесь выпустили первый российский кинопроектор «Русь», а в 1930 году открыли серийное производство первого в СССР любительского фотоаппарата «Фотокор N1». В 1959 году здесь был создан первый видеомагнитофон. В 1965 году - промышленный лазер, а в конце 70-х - первый отечественный гибкий эндоскоп. Но народу особо запал в душу массовый фотоаппарат «ЛОМО-компакт», их выпускали сотни тысяч в год. В 80-х годах на заводе работало 30 тысяч человек.

Стало

Предприятие производит микроскопы, лазеры, микровизоры, телескопы, световые консоли, светодиодные светофоры и многое другое. Но основной продукцией является оборонная, половина идет на экспорт. Работает 3 тысячи человек. Средняя зарплата 18 тысяч рублей.

Пролетарский завод

Было

Здесь изготавливали паровые машины, оборудование для заводов, армии и флота. Мастеровые предприятия создавали конструкции и декор арки Главного Штаба, Нарвских и Московских ворот, Троицкого, Смольного соборов. В конце 70-х годов делали судовую технику и пр. Выпускались и товары для народа. За знаменитыми ножницами «Зигзаг» для обработки кромки ткани гонялись все портнихи. На заводе работало 9 тысяч человек.

Стало

На предприятии по-прежнему выпускают различную продукцию для машиностроения - например, взлетно-посадочные комплексы для авианесущих кораблей, глубоководную робототехнику, сложное энергетическое оборудование. Работает две тысячи человек. Средняя зарплата - 20 000 руб.

«Красный треугольник»

Было

Первая в России резиновая фабрика. Галоши «Треугольника» были в каждой советской семье. В 1960-х годах завод изготавливал по 30 миллионов пар галош, а также резиновые сапоги и боты.

Стало

В 2002 году завод признали банкротом, а в 2005-м он разделился на десятки организаций. Некоторые из них по-прежнему выпускают продукцию из резины - сапоги, конвейерные ленты, шины. Многие корпуса пустуют. Часть территории принадлежит компании «АТР-Треугольник», которая планирует сделать деловой и культурный центр. Летом тут проводятся концерты и фестивали.

«Климов»

Было

На двигателях завода «Климов» летает 95% отечественных вертолетов и всемирно известные МиГи-29. Здесь были созданы двигатели для межконтинентальных баллистических ракет и для знаменитого танка Т-80. В 70-80-е годы на предприятии работало более 5000 человек.

Стало

На заводе разрабатывают новые авиационные двигатели. Трудится более 2000 человек, средняя зарплата - 26000 рублей в месяц.

Объединение «Скороход»

Было

В 70-х годах фабрика выпускала около 40 миллионов пар обуви в год. В «скороходовских» босоножках выросли все девочки страны. В объединении работало более 18 тысяч человек.

Стало

В 1997 году было создано три компании: «Скороход-ВС» (обувь для силовых ведомств), «Фабрика детской обуви «Скороход» и «Скороход-Мода» (обувь для женщин). С 1998 года объем продукции растет. В частности, на фабрике детской обуви он вырос в 10 раз - до миллиона пар. На предприятиях работает более 300 человек. Зарплата - коммерческая тайна.

«Светлана»

Было

В 1931 году завод выпустил 31 миллион ламп, став ведущим предприятием электронного приборостроения в России. В 1955 году здесь начали массовое производить транзисторы. Выпускалась и оборонная продукция. На заводе работало 36 тысяч человек.

Стало

Сейчас предприятие включает в себя 11 дочерних фирм, специализированных на электронном приборостроении, например, известных всем светодиодах. В компании работает более 3600 человек, средняя зарплата 19 тысяч рублей.

Завод имени Калинина

Было

С первых дней завод работает на «оборонку», но производит и гражданскую продукцию. Так, в конце 70-х годов у многих горожан появились электробритвы «Нева», их производили по миллиону в год. Позже автолюбители узнали, что такое компрессор «Темп» для накачивания шин. Он подключался к прикуривателю. Почти у каждой женщины были электрощипцы «Этюд». Известны и магнитофон «Квазар», радиоприемник «Чайка», ионизатор «Ион».

Стало

Предприятие остается государственным и делает аппаратуру для управления военной техникой. Для гражданской отрасли здесь выпускают литьевые машины, термопластавтоматы и пр. Число сотрудников и средняя зарплата - гостайна.

Фарфоровый завод имени Ломоносова

Было

Самыми популярными в СССР считались чайные сервизы из твердого фарфора. Например, классическая «Кобальтовая сетка». В 80-е годы выпукали до 20 миллионов изделий в год. На заводе трудилось 2,5 тысяч человек.

Стало

С 2005 года - «Императорский фарфоровый завод». В год производится около 2 миллионов изделий. Завод сосредоточился на выпуске эксклюзивных изделий с применением ручного литья и филигранной ручной росписи. Заказчики - корпорации, администрация президента, частные коллекционеры. Работает около 1200 человек, средняя зарплата - 20 тысяч рублей.

Бизнес не готов вкладываться

Владимир Дербин,

председатель Федерации профсоюзов
Петербурга и Ленинградской области:

«Ситуация сложная почти везде. Наиболее проблемные отрасли - строительство, горная металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Стабильнее в судостроении, нефтяной, газовой, авиационной промышленности, у связистов

На большинстве наших предприятий - устаревшее оборудование. Из-за этого страдает качество и производительность труда.

Чтобы сохранить производство, нужны инвестиции, особенно в новейшие технологии. Но российский бизнес часто не способен отказаться хотя бы от части маржи, пусть даже на благо предприятия. А кредиты стали практически недоступны.

Многое зависит от государственных мер – без них предприятиям не выдержать конкуренции с иностранными производителями. Нужны меры по протекционизму отечественной продукции и существенному снижению процентных ставок по кредитам».

Фото: encspb.ru, lomo.xpb.ru, encpiter.ru, klimov.ru,
Александр Астафьев, "Мой район"

share
print