Истории

Владимир Соловьев: «Что будет, если в толпе взорвется пара взрывпакетов?»

Популярный российский тележурналист попытался разобраться в сложной ситуации, складывающейся в Калининграде.

«То, что происходит в Калининграде - закономерно. Причины недовольства людей не только в отсутствии диалога с властью, но и в серьезно ухудшившейся экономической ситуации», - пишет в своем блоге Владимир Соловьев.

Он рассказывает, что на протяжении многих лет, самый западный город России был зоной относительного благополучия, где люди жили намного лучше, чем на «материковой части». «Портовая жизнь сказывалась – «жвачка, джинсы, кока-кола, видеомагнитофоны», потом началось время великого автомобильного счастья. Сложился гигантский бизнес автоперегона и мелкой спекуляции. Таможня работала слабо, налоговые еще не лютовали, расцвел малый и средний бизнес - через Калининград хлынул поток поддержанных авто. Люди стали обрастать «жирком», поднимать голову, психология стала меняться. Сформировался средний класс. Практически все население ездило за границу так часто, что и говорить об этом не имело смысла. Деньги шли сами. Даже пересечение границы на пару часов в день с сигаретами, давало долларов по 100, что складывалось в нормальный месячный заработок… Многие с «материка» приезжали за товаром в Калининград и удивлялись обилию машин, стриженным газонам и немецкому архитектурному наследию и влиянию», - замечает Владимир Соловьев.

Для бизнесменов-калининградцев ситуация ухудшилась естественным путем несколько лет назад, когда государство решило ввести иные правила игры - на таможне и в налоговой сфере.
«Многие получили многомиллионные требования по налоговым платежам, так как к ним стали относиться не как к перегонщикам, а как к продавцам автомобилей. В результате была сформирована организация «Справедливость». Бизнес автоперегона пошатнулся и многие остались без работы, да еще и с проблемами с налоговыми органами», - пишет Соловьев.

Напомним, что примерно такая же картина сложилась в другом конце России в Приморье, где в декабре 2008 года прошла волна массовых акций автовладельцев, которые протестовали против принятия правительственного постановления о повышении с января 2009 года пошлин на ввоз в Россию иностранных автомобилей. Там все закончилось появлением московского ОМОНа.

«В этот момент сказались особенности характера нового губернатора. Боос - рыночник. Верит в экономическую разумность и необходимость платить налоги. Налоги на все, - возвращается к проблемам Калининградской области Владимир Соловьев, - Ввели налог на землю: посчитали - жуть! Да еще и тарифы на ЖКХ - кошмар! Ну а когда решили увеличить налог на транспортные средства, то народ уже возмутился не на шутку. Общее налоговое бремя на фоне резкого падения доходов превратилось в могильную плиту. В ряде случаев месячного дохода не хватало даже на выплаты обязательств по налогам. Да еще никто и не учел, что на Калининградцев могло быть записано по несколько машин разных годов выпуска».

«Сам налог несправедлив, так как не учитывает ни год, ни особенности эксплуатации. Но когда его размер еще и один из самых высоких в стране, то народ начинает «звереть». Местные депутаты проголосовали за него понятным образом: вся фракция Едра – «за». И тут народ задумался», - считает московский тележурналист.

Он припоминает и про действия или бездействие местных властей, которые понизили градус настроения у калининградцев: «Например, электрички из города в область ходили по странному расписанию. Народ в 6 вечера заканчивает работу, а ехать не на чем. Транспортники не хотят. Градус настроения понижается сразу.
Реализация национальных проектов - да: и школы и больницы строят. Но, начиная строить, закрывают существующие - а ведь новых еще нет».

Все это и всколыхнуло социальное недовольство местных жителей, которых никто не хотел слушать, а тем более никто не мог помочь: в мороз на митинг протеста собралось около 10-ти тысяч человек.

«Губернатор их проигнорировал - промолчал. Зато выскочили на трибуну Немцов и Яшин. Крикнули свое про Путина и Москву, что сильно не понравилось местным организаторам. И как мне сказали и Дорошок и Гинзбург - было неприятно, что приехали покрасоваться гастролеры на наших проблемах. Уехали, а толку ноль», - замечает Соловьев.

И вот тут Соловьев говорит о том, что такие акции могут кончиться еще большими проблемами. «Новый митинг вызывает у самих организаторов много тревог. Если будет тысяч 20 или 50, то кто гарантирует порядок и безопасность. Предыдущий митинг охраняли ребята из «Справедливости» и казаки, но их сил не хватит. Да и тогда кто-то пытался перекрыть дороги, а у ряда отморозков было желание забросать трибуну бутылками с зажигательной смесью, если там появятся представители Едра.
Я спросил устроителей, а что будет, если в толпе взорвется пара взрыв-пакетов? Страшная давка, трупы. Повторение Ходынки и кровавого воскресенья. Они готовы взять на себя эту ответственность? Такая слава нужна? Ответ был очевидным - этого не хочет никто. Но и гарантировать от провокаций они не могут.
Во многом, организаторы становятся заложниками ситуации. Идея проведения митинга становится самодовлеющей, но понять для чего его проводить, какой результат ожидается, они пока не могут. Пока пытаются выработать требования, проводить объединительный процесс со всеми политическими союзниками. Допускают ошибки (на мой взгляд), привлекая нацболов. Так как сразу бросают тень на чистоту своих помыслов», - задается вопросами Владимир Соловьев.

Напомним, что 20 марта в Калининграде должен пройти новый митинг оппозиции. Местной организации «Справедливость» уже отказали в проведении митинга у Дома Советов, где в январе прошла многотысячная акция.

К каким последствиям приведет нынешний митинг оппозиции, сейчас не знает никто.

share
print