Истории

Эмир Кустурица: «До своей смерти сделаю фильм о России»

Корреспондент MR7 передает впечатления от знакомства с культовым сербским режиссером Эмиром Кустурицей.

Свидание с режиссером, который гнет свою линию, отталкивая куда подальше попсовый капитализм, плюет на «Оскары», и иногда берет в руки гитару, чтобы вместе с сотоварищами из «The no smoking orchestra» подлечить этот пластмассовый мир, оказалось коротким и не настолько праздничным как в красивом кино про балканских цыган. Да и признаюсь, что малоинформативным: вопросов накопилось на целый сериал, а встреча режиссера с представителями СМИ в литературно-мемориальном музее Федора Достоевского на Кузнечном переулке уложилась в часовой короткометражный фильм.

Кустурица-терапевт

«Мне кажется, что сегодня, главная миссия культуры - терапия. Люди больны и им нужна терапия», - говорит Кустурица осматривая странное помещение для пресс-конференции. Он видит перед собой темный музейный зал с выкрашенными в черный цвет стенами, досчатым полом и пятью рядами деревянных стульев расставленных напротив. Немного нестильно для Кустурицы привыкшему к солнцу с пестрыми балканскими красками. Пожалуй только, что суетливые журналисты и фотокорреспонденты немного возвращают его в настоящее.

Мэтр сразу обещает, что завтрашний концерт (9 марта, БКЗ «Октябрьский»), это та самая терапия-помощь проводимая по его рецепту. Подчеркивает, что с почтением относится к своей аудитории, добавляя при этом, что негативно относится к музыке попсовой.

Кустурица-моралист

«Мы не можем изменить мир, у которого на первом плане война, капитализм, доход. А основой сегодняшнего мира стала торговля наркотиками», - серьезным тоном замечает режиссер и продолжает, - Сейчас назревает необходимость пересмотреть значение слова «мораль». Сегодня это слово или вообще не используется, или используется не по назначению».

Когда вспоминаешь слова Кустурицы, которые он произносит в документальном фильме «Марадона»: «Сейчас не время для святости, поэтому он (Марадона - ред.) и стал наркоманом», начинаешь немного понимать, почему режиссер настойчиво повторяет, о том, что не в силах изменить этот мир.

Кустурица вообще отказывается углубляться в моралистику и рассказывать журналистам, среди которых много женщин, а за стенами музея праздник - 8 марта, что такое хорошо, а что такое плохо. Может быть он устал? Может быть он, в отличии от многих из нас уже прочитал эту жизнь и она стала для него немного неинтересной?
«Я должен сказать, что когда-нибудь, до того как умру, я сделаю фильм о России», - вытаскивает Кустурица из «черного ящика» один из своих секретов.

Кустурица-писатель

Он признается, что сейчас пишет книгу о себе. Она будет состоять из 12-ти частей каждая из которых будет посвящена определенному периоду из жизни. «Книга начнется примерно так: в 1961 году Юрий Гагарин полетел в космос, а я пошел в школу», - улыбаясь, дарит режиссер надежду русским журналистам.

Среди его новых проектов, он отмечает фильм «Человек из Палестины». Говорит, что это трагикомическая история.

Кустурица-критик

На вопрос о том, следил ли он за «Оскаром», отвечает очень просто: «Оскар» для меня ничего не значит». А вот по нашумевшему «Аватару», работе своего коллеги, американского режиссера сценариста и продюсера Джеймса Кэмерона, серб «проходится» более тщательно.

«Я нахожу это достаточно трагично, в том числе потому, что этот фильм является тем, чем современное кино быть не должно. Это среднее состояние между кино и видеоигрой. Это не то, что важно. Мне кажется, что нужно идти к зрителю глубиной игры актеров, смыслом, а не технологиями. Я устаю от 3D формата», - замечает Кустурица.

Он еще раз подчеркивает, что цель искусства - терапия, а не миллиардные кассовые сборы. «Этот фильм собрал такие деньги благодаря маркетингу, а не за выдающиеся способности».

Напоследок сербский режиссер решил пройтись по музею Федора Михайловича, ну а корреспондент MR7 отправился по своим делам: 8 марта в Петербурге отменить не могут даже заезжие гении и мэтры.

А вот уже сегодня в БКЗ «Октябрьский» можно будет в волю насладиться полюбившимися в России балканскими мелодиями, сбросив с себя «стильные пластмассовые одежды» западных цивилизаций.

«Бубомара» из к/ф «Черная кошка, белый кот»:

share
print