Истории

Банкиры ответили на вопросы «Моего района»

Представители 17 петербургских банков обсудили на круглом столе, организованном газетой «Мой район», кто сегодня приходит в банк и с какой целью, чего боятся клиенты и насколько охотно они берут кредиты.

  • Презентация новых рубрик журналистом-редактором МР Надеждой Куликовой__580_Astafjev.JPG

    Презентация новых рубрик «Моего района» журналистом-редактором Надеждой Куликовой.

    Источник: Презентация новых рубрик «Моего района» журналистом-редактором Надеждой Куликовой.

  • Юрий Чибирёв, Бинбанк__580_Astafjev.JPG

    Юрий Чибирев, заместитель управляющего Филиал ОАО «БИНБАНК» в Санкт-Петербурге.

    Источник: Юрий Чибирев, заместитель управляющего Филиал ОАО «БИНБАНК» в Санкт-Петербурге.

  • 3.JPG

    Обсуждение в группах (слева направо: Вероника Черникова, главный специалист отдела маркетинга и рекламы ОАО «ПСКБ»; Мария Чапурина, начальник отдела кредитования частных лиц ОАО «ПСКБ»; Надежда Куликова, журналист-редактор «Моего района»; Марина Широбокова, начальник отдела по обслуживанию физических лиц ОАО «ПСКБ»; Наталья Анфиногенова, начальник отдела розничного бизнеса ФАКБ «Славянский банк» Санкт-Петербург), Ольга Демьянова, заместитель управляющего ФАКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) «Балтийский».

    Источник: Обсуждение в группах (слева направо: Вероника Черникова, главный специалист отдела маркетинга и рекламы ОАО «ПСКБ»; Мария Чапурина, начальник отдела кредитования частных лиц ОАО «ПСКБ»; Надежда Куликова, журналист-редактор «Моего района»; Марина Ши

  • 4.JPG

    Обсуждение в группах. На переднем плане – Елена Астрелина, заместитель начальника Управления розничного бизнеса ФКБ «Санкт-Петербург» Мастер-Банк (ОАО); слева направо: Анна Иванова, главный специалист по рекламе отдела розничного бизнеса УРБ ФКБ «Санкт-Петербург» «Мастер-Банк» (ОАО); Светлана Неверова, руководитель PR-направления ЗАО «Строительная компания «Темп»; Диана Качалова, главный редактор «Моего района»; Анна Федосеева, менеджер по маркетингу Филиала ОАО «Сведбанк» в Санкт-Петербурге; Ирина Савицкая, начальник отдела кредитования физических лиц Филиала ОАО «Сведбанк» в Санкт-Петербурге.

    Источник: Обсуждение в группах. На переднем плане – Елена Астрелина, заместитель начальника Управления розничного бизнеса ФКБ «Санкт-Петербург» Мастер-Банк (ОАО); слева направо: Анна Иванова, главный специалист по рекламе отдела розничного бизнеса УРБ ФКБ «Сан

  • 5.JPG

    Банкиры: Дмитрий Владимиров, заместитель начальника управления по обслуживанию физических лиц регионального центра «Северо-Западный» Отделение «Северная столица» ЗАО «Райффайзенбанк»; Анастасия Разварина, начальник отдела розничного бизнеса Санкт-Петербургского регионального филиала ОАО АКБ «Связь-Банк»; Дмитрий Кокко, отдел рекламы и PR Санкт-Петербургского регионального филиала ОАО АКБ «Связь-Банк»; Арина Лопухова, руководитель группы продаж программ потребительского кредитования Санкт-Петербургский филиал, ОАО «Русь-Банк»; Кристина Товстоног, начальник Управления организации розничного бизнеса ОАО «Банк «Петровский».

    Источник: Банкиры: Дмитрий Владимиров, заместитель начальника управления по обслуживанию физических лиц регионального центра «Северо-Западный» Отделение «Северная столица» ЗАО «Райффайзенбанк»; Анастасия Разварина, начальник отдела розничного бизнеса Санкт-Пет

  • Общий вид 1__580_Astafjev.JPG

Круглый стол начался с важного для банков и газеты вопроса -- как изменились клиенты, после кризиса, какие у них потребности и кто сегодня обращается в банки.

 

Леонид Черепанов,
управляющий петербургским филиалом «Татфондбанка»:

«На кого больше рассчитывают банки при кредитовании, сказать однозначно сложно. Сегодня банковский клиент – это заемщик вне зависимости от уровня его доходов, но эти доходы должны быть подтверждены официально, и эти доходы должны быть адекватны потребностям в кредитовании.

Неважно, хочет он 50 тысяч рублей, или миллион рублей, важно, чтобы он соответствовал требованиям кредитной программы и его доходы позволяли своевременно кредит обслуживать, то есть он должен быть кредитоспособен».
 

Ольга Демьянова,
заместитель управляющего «Инвестиционным торговым банком», филиал «Балтийский»:

«Наш клиент – это не только человек состоятельный, но и со средним уровнем дохода.

Мы рады всем клиентам, стараемся доступно и грамотно преподнести тот или иной банковский продукт и прежде всего помочь клиенту определиться в выборе, будет ли это касаться кредита или вклада».
 

Юрий Чибирев,
заместитель управляющего Санкт-Петербургским филиалом Бинбанка:

«Клиентов – физических лиц – можно разделить на две основные группы. Первая – это те, у кого есть собственные средства, и они хотят не только сохранить их покупательскую способность, но и получить доход от размещения денежных средств на срочном вкладе. Вторая группа клиентов заинтересована в получении кредита.

Естественно, что клиенты обеих групп могут классифицироваться по разным критериям. В Бинбанке, к примеру, есть срочные вклады, предназначенные специально для пенсионеров, а есть для клиентов категории VIP. Также постоянно предлагаются сезонные вклады и вклады с различными опциями.

Если говорить о кредитах, здесь после процесса выбора того или иного вида кредитования банк рассматривает варианты подтверждения дохода клиента, после чего определяет конкретные условия предоставления кредита».
 

 Анастасия Разварина,
начальник отдела розничного бизнеса ОАО «Связь-Банк»:

«У нас собралась группа банков, у которых продуктовая линейка достаточно широка. И каждый клиент, который приходит в банк, приходит за своим продуктом. Наметилась тенденция замещения автокредитов потребительскими кредитами, которые по итогу получаются дешевле, чем автокредиты, со всеми накладными расходами по страховкам.

По вкладам тоже достаточно широкая продуктовая линейка. К примеру, есть вклады на небольшой срок без изъятия, где проценты больше. Но есть и с более низким процентом, где есть возможность снимать деньги со вклада. Поэтому клиенты – это и пенсионеры, и средний класс, который откладывает деньги, чтобы их сохранить, поскольку банковский депозит – это не тот продукт, который дает доходность».


 

Елена Львова,
начальник отдела потребительского кредитования «РУССЛАВБАНКА»:

«Банки стали предъявлять более жесткие требования к заемщикам, но одновременно сейчас наблюдается тенденция по снижению процентных ставок».

 

Дмитрий Стрелин,
директор по рекламе газеты «Мой район»:

«В самом начале нам было очень важно услышать от вас, кто сегодня клиент банка.

И спасибо за ваши подробные ответы, в которых мы практически перешли к основному вопросу встречи – «Какими банковскими инструментами удобно пользоваться при совершении тех или иных дорогостоящих покупок, о которых наша редакция готовит серию публикаций в газете «Мой район» и на сайте MR7.RU».

 

Лариса Громыко,
управляющий газеты «Мой район»:

«Меня сейчас очень, к примеру, удивило, что для покупки автомобиля надо брать не автокредит, а потребительский кредит».

 

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Уверен, мы не раз еще сегодня удивимся. Итак, предлагаю начать с ваших рекомендаций для тех читателей, которые планируют приобрести недвижимость. Чем мне может помочь банк, если я хочу купить загородный дом?»

Ольга Демьянова,
«Инвестиционный торговый банк», филиал «Балтийский»:

«В случае если вы хотите приобрести недвижимость, нужно в первую очередь оценивать свои финансовые возможности.
Финансовые возможности, исходя из жизненной ситуации, могут быть совершенно разными. У вас может не быть на данный момент свободных денег, и тогда вам в первую очередь банк предложит заемные средства. Кредит – это не вынужденная мера, а возможность перераспределить имеющиеся финансы. Не отвлекать из реального бизнеса значительные ресурсы. Если имеются отложенные во вклад деньги, но вы не хотите их изымать, то они могут по-прежнему оставаться во вкладе, а при этом вы возьмете кредит и совершите желаемую покупку.

Что касается недвижимости, как уже отметила, в Инвестторгбанке можно оформить потребительский кредит под залог недвижимости. Основное преимущество потребительского кредита – не надо отчитываться перед банком, на что клиент тратит заемные средства. Также можно при получении именно потребительского кредита приобрести не одну, а несколько покупок и именно тогда, когда вам действительно это необходимо.

Еще можно предложить клиенту воспользоваться накопительными инструментами, когда часть своих денег есть, но их еще недостаточно для того, чтобы совершить покупку или первоначальный взнос. Банк посоветует так называемый смешанный продукт. Банк поможет в первую очередь определить депозит, на который можно положить временно свободные средства, особенно с возможностью пополнения и капитализацией. И к моменту завершения срока депозита клиент также оформляет кредит и дополняет непосредственно ту сумму, которая у него уже есть».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Есть что дополнить?»
 

Ирина Савицкая,
начальник отдела кредитования физических лиц «Сведбанка»:

«Хотелось бы отметить, что покупка жилого дома с участком – это наш стандартный продукт, и условия по нему абсолютно такие же, как и на покупку квартиры в многоквартирном доме.

Сегодня ситуация такова, что в нашем банке условия, ставки, сроки, размер первоначального взноса и по квартире, и по загородному дому одинаковы.

Кроме того, если в собственности семьи или третьих лиц уже есть собственная, более дорогая жилая недвижимость, то дом можно купить в кредит, например, и под залог этой недвижимости без первоначального взноса.

Понятно, что по факту никто из посторонних людей свою недвижимость просто так в залог по чужому кредиту не отдаст, поэтому это, как правило, недвижимость родственников «первого круга». У нас в банке нет нецелевых кредитов, но есть целевые с очень хорошими условиями».
 

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«В двух ответах прозвучали слова о целевых и нецелевых кредитах. Что выбрать в случае покупки загородного дома?»
 

Анна Иванова,
главный специалист по рекламе «Мастер-Банка»:

«При приобретении в кредит недвижимости клиент должен быть готов к тому, что банк будет принимать решение о выдаче денег по двум критериям. Во-первых, оценка самого заемщика: его финансовые возможности, безупречность кредитной истории. Во-вторых, оценка объекта недвижимости как предмета залога.

И с загородным домом могут возникнуть большие проблемы, здесь имеет значение статус земли (долгосрочная аренда или собственность) и сам дом. Кроме подтверждения права собственности на него, банки могут задать вопрос, есть ли возможность круглогодичного проезда, или предъявить особые требования, например, к материалам, из которых он построен. Если дом не будет признан залогом, здесь решением проблемы может быть нецелевой кредит».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«То есть имеется в виду бабушкин домик, не коттедж?»

Анна Иванова, «Мастер-Банк»:

«Нет, нет, не коттедж».

Ирина Савицкая, «Сведбанк»:

«И на бабушкин дом можно взять целевой кредит, но под залог квартиры или хорошего загородного дома с землей. У нас в банке есть такая кредитная программа, кредит по ней не будет дороже для клиента, но в залог нужно будет оставить более ликвидную, качественную недвижимость».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Следующий вопрос задает посетитель сайта MR7.RU: “Могу ли я взять второй ипотечный кредит на покупку загородного дома, если у меня уже куплена квартира в кредит?”»

Анастасия Разварина, «Связь Банк»:

«Здесь есть еще один момент: у нас есть государственная программа по условиям АИЖК, так вот если он брал первый кредит по этой программе и не погасил его, то второй кредит по программе АИЖК он уже оформить не сможет. Это обязательное условие государственной программы условий АИЖК».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«А насколько легко будет взять второй кредит?»
 

Дмитрий Владимиров,
заместитель начальника управления по обслуживанию физических лиц «Райффайзенбанк»:

«Если клиенту позволяет доход и обеспечение нас устраивает, то можно оформить и несколько кредитов. В этом случае мы еще раз тщательно анализируем все аспекты кредитоспособности заемщика, а также ряд иных параметров, включая оценку рыночной и залоговой стоимости загородного дома».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Если у этого человека есть одна квартира по ипотеке, каким должен быть его доход, чтобы ему не отказали в кредите на загородный дом?»

Дмитрий Владимиров, «Райффайзенбанк»:

«Достаточным. Все зависит от суммы, которую он хочет взять».

Ирина Савицкая, «Сведбанк»:

«Платежи по всем кредитам не должны превышать определенный процент от дохода заемщика, в каждом банке он разный».

Ольга Демьянова, «Инвестторгбанк», филиал Балтийский:

«Основные требования к доходу заемщика – для получения кредита необходимо иметь достаточный для погашения подтвержденный и стабильный доход. Здесь еще нужно добавить, что для увеличения максимально возможной суммы кредита банк может рассматривать совокупный доход семьи».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Тем не менее хочу прояснить. Я хотел бы купить загородный дом лет через пять. Это запланированная, а не спонтанная покупка. Что мне надо делать? Каким образом и как долго я буду копить?»

Анастасия Разварина, «Связь-Банк»:

«Необходимо сначала определиться, на какой (по стоимости) объект вы рассчитываете, сколько есть денег на первоначальный взнос. Вкладом накопить не получится, так как процент по вкладу не позволяет приумножить сумму накопления в необходимую».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«То есть вклады – это не та история, которая поможет собрать нужную сумму?»

Ольга Демьянова, «Инвестторгбанк», филиал «Балтийский»:

«Для большинства клиентов на совершение дорогостоящей покупки (коттедж, квартира, ремонт офиса значительной площади) – нет, но запланированный доход (а это депозит и проценты по нему) однозначно позволит смягчить в будущем долговую нагрузку. Если клиент готовится к такому событию, как путешествие, свадьба, обучение ребенка – это запланированные ежемесячные расходы, – все это однозначно можно отнести к тем жизненным ситуациям, когда совершенно уместно воспользоваться депозитом».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«А давайте спросим у представителей строительной компании, с чем приходится сталкиваться их клиентам».
 

Татьяна Гунько,
заместитель директора строительной компании «Темп»:

«У нас очень много ипотечных клиентов, где-то около 40 процентов. И сейчас с начала 2010 года мы заметили, что число ипотечных клиентов снова растет. И могу отметить, что если у нас раньше был один основной банк, кредитовавший клиентов, то сейчас очень много других банков стало выдавать ипотечные кредиты.

Что не может не радовать, потому что это, безусловно, расширяет круг наших клиентов. Как мы видим своих клиентов, у нас есть две категории: те, которые интересуются жильем эконом-класса и комфорт-класса. Безусловно, это разные люди. Суммы кредитов, которые они берут, – от 1 до 10 миллионов.

Как они выбирают себе банки, мы не знаем, но приоритеты – это низкая процентная ставка. И самое важное – это доступность самой ипотечной программы. Сейчас все-таки банки стали требования выдвигать меньшие, людям стало легче.

Какие сложности у людей возникают при рассмотрении заявок на кредит:

- не всегда человек может подтвердить свои официальные доходы;
- не всегда банки помогают своему заемщику, не рассказывают, как лучше сделать, чтобы получить кредит. А отказ в одном банке становится поводом для отказов во всех остальных. Поэтому люди ждут содействия в получении кредита».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Я хочу добавить, что строительная компания «Темп» – это как раз та компания, с которой банкам связываться безопасно. Потому что они предлагают продукт, который является собственностью строительной компании».
 

Светлана Неверова,
руководитель PR-направления строительной компании «Темп»:

«Да, мы продаем уже готовые квартиры, оформленные в собственность ЗАО СК «Темп». Сегодня спрос диктует предложение: люди хотят приобрести квартиру с отделкой под ключ даже в домах повышенной комфортности.

Поэтому наша компания предлагает квартиры, в которые можно вселяться сразу после регистрации договора купли-продажи в УФРС.

Также клиент имеет возможность самостоятельно выбрать дизайнерское решение своего жилья, приобретая квартиру с высококачественной подготовкой под чистовую отделку».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Спасибо, я хочу уточнить, значит ли для банков что-либо тот факт, что квартира находится в собственности компании?»

Ирина Савицкая, «Сведбанк»:

«Конечно значит. У нас как раз готовится сделка с компанией «Темп». Для банков это достаточно редкая ситуация на рынке, когда строительная компания продает квартиры как вторичное жилье с оформленным правом собственности. Это минимально рискованный для клиента и банка подход, ведь ипотека в большей степени ориентирована именно на вторичный рынок и готовые квартиры.

И в такой ситуации для клиента возможность выбора банка заметно увеличивается, чем в случае, если человек покупает квартиру на стадии строительства. В этом случае банку не нужно дополнительного обеспечения, квартира уже достроена, она готова. Все банки, которые работают с ипотекой, в первую очередь ориентированы на вторичный рынок».

Светлана Неверова, СК «Темп»:

«У меня вопрос к банкам: насколько необходимо нашим клиентам из других регионов предоставлять документы о регистрации в Петербурге, чтобы оформить ипотеку?»

Ирина Савицкая, «Сведбанк»:

«У нас в банке нет никаких ограничений по регистрации».

Юрий Чибирев, Бинбанк:

«Как правило, ограничений по месту регистрации потенциального заемщика по ипотечному кредиту нет. Многие приезжают из различных регионов для приобретения квартиры. Приобретая квартиру, человек оформляет ее в залог банку. В случае финансовой несостоятельности клиента при обслуживании кредита банк взыскивает именно эту квартиру. Как показывает практика, все, кто приобрел квартиры по ипотечным кредитам, очень ответственно относятся к выплатам».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Мне нравится ваше замечание «Откуда вы это взяли?». Взяли не мы, а об этом говорят ваши клиенты. И я прошу обратить внимание, что у клиентов есть необходимость в дополнительной помощи от банков в выборе тех или иных программ».

Светлана Неверова, СК «Темп»:

«Это точно. Мы очень много разговариваем с нашими клиентами, и могу сказать, с чем они встречаются. Не всегда те, кто работают с вашими потенциальными заемщиками, могут объяснить и подсказать. А человек еще сам не знает, чем может воспользоваться. У него в голове только одна мысль: я хочу купить жилье. И ему нужны разъяснения, что ему могут посоветовать».

Анастасия Разварина, «Связь-банк»:

«В своем банке мы сделали сервис – мы фактически подбираем эту квартиру. У нас клиент приходит с каким-то первоначальным взносом. Мы его спрашиваем, какой район, вплоть до того, что уточняем метраж. Я не буду раскрывать, как мы это делаем, но фактически мы можем работать как агентство недвижимости».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Другой вопрос. Хочу приобрести свое жилье стоимостью не дороже полутора миллионов рублей. Возможно ли это сделать без первоначального взноса?»

Ольга Демьянова, «Инвестторгбанк», филиал Балтийский:

«Это, конечно, возможно. Инвестторгбанк предлагает потребительский кредит под залог недвижимости. Сумма кредита – от 500 тысяч до 40 миллионов рублей либо эквивалент в долларах США/евро. Но при этом сумма кредита не может превышать 50 процентов от рыночной стоимости объекта недвижимости».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«То есть если нечего заложить, то можно не рассчитывать на такую покупку? А можно ли, к примеру, заложить драгоценности?»

Ольга Демьянова, «Инвестторгбанк»:

«Нет, драгоценности – это не недвижимое имущество, их нельзя зарегистрировать по законодательству как объект, как залог. Но их можно продать и использовать, например, для первоначального взноса, а оставшуюся часть оформить в кредит.

При этом рекомендую до момента согласования и выдачи банком недостающей суммы кредита разместить временно свободные денежные средства во вклад. Также можно воспользоваться сейфовой ячейкой: если до события (например, сделка по приобретению недвижимости) осталось несколько дней, это является элементарной гарантией от недобросовестных действий одной из сторон сделки».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Спасибо. Я предлагаю перейти к следующему разговору – если я захотел поменять автомобиль. Как мне поменять старый на новый, какие есть предложения?»

Юрий Чибирев, Бинбанк:

«Предложений по продаже автомобилей в городе очень много, и они разнообразны. Автомобили есть и новые, и подержанные. Большинство банков предпочитают работать напрямую с автодилерами.

Поменять старый автомобиль на новый будет легко, если при оформлении кредита вы отдадите на реализацию свой старый автомобиль тому самому автосалону, в котором присмотрели себе новую машину. В этом случае ваш старый автомобиль выступит в качестве первоначального взноса.

Такая услуга для клиента упрощает процедуру реализации своего автомобиля, экономит время и сокращает возможные финансовые риски, связанные с продажей автомобиля на вторичном рынке».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«То есть мне в любом случае нужен первоначальный взнос?»
 

Юлия Миляева,
специалист по рекламе и СО «Росбанка»:

«В нашем банке есть автокредит без первоначального взноса уже с января этого года, поэтому сейчас такая возможность есть».

 

Лариса Громыко, «Мой район»:

«А где я буду покупать этот автомобиль – у дилеров или нет, то есть могу купить где угодно?»

Юлия Миляева, «Росбанк»:

«Ну, в принципе, да».

Леонид Черепанов, «Татфондбанк»:

«У нас тоже есть программы как на новые машины, так и на подержанные. Если вы хотите б/у машину продать, это лучше делать самостоятельно и не нести крупные издержки на автосалон. Салону она тоже не нужна, он ее будет продавать, чтобы получить прибыль, но в схеме, которую мы уже обсудили, не говорится об одном очень важном моменте. Это ставка. Что ставка по ипотеке – в некоторых банках она уходит за 19% и выше, что ставка по автокредитам.

В первую очередь заемщику надо обращать внимание на это. Где-то программа под 3 процента годовых, субсидируемая автопроизводителем, где-то под 25 процентов. Вот это очень важно, и это всегда надо иметь в виду».

Елена Львова, «РУССЛАВБАНК»:

«Необходимо отметить, что предлагаемые банками процентные ставки по автокредитованию напрямую зависят от финансового состояния потенциальных заемщиков и их способности доказать его, а также возможности внести авансовый платеж. Как правило, чем выше сумма предоплаты, тем ниже процентная ставка».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«В самом начале вы сказали, что если я могу подтвердить доходы, то у меня есть возможность получить более дешевый кредит».

Леонид Черепанов, «Татфондбанк»:

«Вам не сказали, что он будет дешевый, вам сказали, что кредит будет по той программе, которая предусматривает наличие данных документов. Дешевых кредитов в принципе не бывает. Банк привлекает средства – это первая часть, он за них платит, дальше он эти средства размещает – это продолжение его деятельности, на дельте (на разнице) он зарабатывает. Несет издержки, получает прибыль, но он не получает средства бесплатно.

У нас на сегодня даже ставка рефинансирования Центрального банка составляет 8,75 процента годовых (с 24.02.2010 ставка стала 8,5 процента годовых), а это тот процент, под который могут занять банки, да и то далеко не все. Для банков привлечение денег – это тоже затратная процедура. Поэтому дешевых кредитов априори быть не может.

Сейчас антимонопольные органы заставляют банки показывать реальную стоимость своих продуктов, потому что когда покупали холодильник года два назад в торговых сетях, потребители платили 60-70 процентов годовых. Сейчас предложите такую ставку – схватятся за голову. А это реально было, да и сейчас платят, порой ставки завышены, встречаются скрытые комиссии. И это тоже очень важно доносить до читателя».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Тогда как мне сориентироваться в этом многообразии банков?»
 

Наталья Анфиногенова,
начальник ОРБ АКБ «Славянский банк» Санкт-Петербург:

«Согласно требованиям Центрального банка РФ все банки уже на этапе консультации обязаны предоставлять клиенту информацию о полной стоимости кредита, включающую в себя не только процентную ставку, но и комиссию за выдачу кредита и др. комиссии и расходы клиента, связанные с получением и обслуживанием кредита.

Поэтому заемщики имеют право получать информацию о полной стоимости кредита на первичной консультации».
 

Мария Чапурина,
начальник отдела кредитования частных лиц банка ПСКБ:

«Говоря о комиссиях, хочу сказать про автострахование. Как правило, банк требует, чтобы оформляли полисы не только ОСАГО, но и КАСКО.

Поскольку машина берется в залог, банк заинтересован, чтобы автомобиль был застрахован. Если произойдет страховой случай, клиент сможет расплатиться с банком за счет страхового возмещения».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Мне кажется, это происходит. Спасибо. Мне повезло, вы здесь собрались и мне все рассказали. Человек выходит на Невский проспект и видит разные вывески банков – что он должен знать, как ему выбрать? Как вы приглашаете своих клиентов, на что делаете ставку в своей работе?»

Анна Иванова, «Мастер-Банк»:

«Посмотрите, развитая ли филиальная сеть, готовы ли платить комиссию за перевод, если вы не хотите каждый раз приезжать в банк для внесения платежа. Все нюансы очень индивидуальные. Как правило, все банки есть в Интернете и можно сравнивать ставки, есть некоторое личное удобство. К примеру, хорошая процентная ставка, но есть всего два офиса банка по всему городу».

Юрий Чибирев, Бинбанк:

«Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: если клиент хочет купить автомобиль, он сначала выбирает автомобиль, а потом смотрит предложения банков. Если же хочет купить квартиру, он сначала оценивает свои финансы, выбирает объект и только после этого рассматривает предложения банков.
Строительная компания или автосалон с учетом финансовых возможностей клиента подбирает ему объекты недвижимости или автомобиль, а потом рекомендует подходящие под эти объекты условия банков-партнеров».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Чего боятся ваши клиенты?»

Дмитрий Владимиров, «Райффайзенбанк»:

«На мой взгляд, в настоящее время говорить о клиентских страхах не вполне уместно, скорее стоит говорить о формировании в массовом сознании более рационального, щепетильного подхода к обращению с деньгами и собственными бюджетами.

Клиенты, как правило, весьма грамотны и компетентны в вопросах банковских услуг. Обычно они интересуются историей банка, акционерами, историей работы в России, планами и новыми предложениями. В рамках интереса к депозитным продуктам обычно уточняют наличие гарантий со стороны материнского банка, спрашивают о возможных изменениях рыночной ситуации.

Часто клиенты, заинтересованные в кредитных продуктах, обращают внимание на информацию такого характера, как возможные штрафные санкции, судьба залога (автомобиля, недвижимости), как будет он оцениваться и так далее».

Лариса Громыко, «Мой район»:

«Может быть, есть еще какие-то стереотипы, которые делают заем страшнее?»

Дмитрий Владимиров, «Райффайзенбанк»:

«Формируя коммуникацию с нашими клиентами, мы учитываем всем известные особенности восприятия информации, стараясь использовать все доступные банку информационные ресурсы. У наших клиентов есть возможность прочитать условия, связаться с колл-центром нашего банка и быть уверенными, что они получат ответы на все интересующие вопросы.

В то же время надо отдать должное нашим клиентам, абсолютное большинство которых прекрасно понимает, в какой банк они пришли, что «Райффайзен» работает в Европе уже второе столетие, и наш бренд для них привлекателен, узнаваем и надежен».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Есть что добавить?»

Елена Львова, «РУССЛАВБАНК»:

«Клиенты боятся скрытых платежей, за счет которых кредит станет слишком дорогим. Для большей прозрачности наш банк отменил все комиссии за выдачу и за организацию кредитов. По действующим программам предусмотрена только выплата процентов и страхование жизни. Кроме того, отсутствуют ограничения по досрочному погашению кредитов».

Ирина Савицкая, «Сведбанк»:

«Сейчас это стало менее актуально, а когда начинался кризис, у людей был реальный страх из-за потери работы, и было много звонков в банк с вопросами, что делать, если их уволят. Особенно это актуально было осенью-зимой 2008-2009 годов, когда люди начали терять работу, терять доходы.

Но основная масса заемщиков – это хорошие заемщики, которые беспокоятся о своем кредите, и даже те, кто потерял работу, через месяц-два устроились на новое место и продолжили платить. Многим из них банк помог в это сложное для них время, предоставив кредитные каникулы, другие отсрочки по платежам».

Ольга Демьянова, «Инвестторгбанк», филиал «Балтийский»:

«Хочу сделать дополнение в продолжение темы – чего боятся заемщики. Самая актуальная тема – это остаться без стабильного дохода, то есть потерять работу и при этом надо платить банку по кредиту. Думаю, что выражу общее мнение всех присутствующих коллег, что при наступлении подобной ситуации не надо прятаться от банка, надо продолжать поддерживать с банком партнерские отношения и уведомить его о временных финансовых затруднениях.

Это необходимо прежде всего для того, чтобы была возможность реструктурировать кредиторскую задолженность, чтобы банк помог выйти из этого положения, пока человек не найдет хорошую работу и стабильный заработок. Клиент может обратиться в банк с ходатайством об изменении графика погашения кредита на 3-6 месяцев, продлении кредитного договора. Но при этом надо понимать, что проценты за пользование кредитом все равно необходимо будет уплатить».

Дмитрий Владимиров, «Райффайзенбанк»:

«В случае потери работы, трудоспособности или при наступлении иных непредвиденных обстоятельств нужно обязательно продолжать общаться с банком. Сейчас есть возможность финансового страхования жизни, трудоспособности, то есть возможность заранее предусмотреть риски и предотвратить, нивелировать степень потенциальных финансовых угроз.

Пока не все участники рынка банковских услуг предлагают такие возможности, для клиентов «Райффайзенбанка» предусмотрена возможность приобретения подобной страховки в СК «Райффайзен-Лайф», которая является нашим официальным партнером. При наступлении страхового случая выплачиваемые страховой компанией денежные средства помогут удержаться на плаву. Конечно, такая услуга предоставляется за отдельную плату, тем не менее наши клиенты имеют возможность своевременно проконсультироваться с экспертом банка, учесть этот риск и получить поддержку».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Мы хотели затронуть еще одну тему – если речь идет не покупке недвижимости, а о покупке услуг».

Лариса Громыко «Мой район»:

«Да, медицинские, туристические. Как в этом случае поступать?»

Леонид Черепанов, «Татфондбанк»:

«Очень большая категория заемщиков берет потребительские кредиты, чтобы купить себе путевки. Не только летом».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«С точки зрения банков насколько это целесообразно?»

Леонид Черепанов, «Татфондбанк»:

«Это тот же самый потребительский кредит, как если, например, вы берете деньги для ремонта или на приобретение мебели. Другое дело, что вы просто их тратите с пользой для души и тела».

Наталья Анфиногенова, АКБ «Славянский банк» Санкт-Петербург:

«В нашем банке регулярно проводятся различные акции и действуют сезонные вклады, ставки по которым выше, чем по стандартной линейке вкладов. Действуют сезонные вклады в течение ограниченного срока.

Таким образом, если человек планирует совершить дорогостоящую покупку, то у данного клиента есть возможность воспользоваться сезонным вкладом и положить денежные средства под более высокий процент и со временем, получив высокий доход, осуществить задуманное».

Юрий Чибирев, Бинбанк:

«Наш банк предлагает своим клиентам универсальные пластиковые карты, которые сочетают в себе возможности кредитной и доходной карт. То есть, размещая на карте собственные средства, можно ежемесячно получать дополнительный доход, сопоставимый со срочным вкладом.

Например, если вам срочно понадобились деньги, кредитная карта всегда под рукой и кредит оформлять не надо. У клиента всегда есть так называемый льготный период, в Бинбанке это 30 дней. Если кредит будет погашен в это период, то банк не возьмет процент за пользование им. Плюс ко всему владельцы универсальных карт нашего банка дополнительно получают возможность получать скидки в компаниях-партнерах банка».

Юлия Миляева, «Росбанк»:

«Овердрафты и дополнительные дисконтные программы рассматриваются клиентом, если он уже обслуживается. На отдых берут нецелевые кредиты – ставки по ним выше, но зато вы получаете деньги под необходимые расходы».

Дмитрий Стрелин, «Мой район»:

«Я хочу сказать большое спасибо всем нашим гостям за внимание к газете «Мой район» и сайту MR7.RU. За вашу активность, за профессиональные ответы и комментарии. Мне кажется, сегодня получилась интересная беседа. И я предлагаю подвести ее итог главному редактору газеты «Мой район» Диане Качаловой».
 

Диана Качалова,
главный редактор газеты «Мой район»:

«Я хочу поблагодарить всех, кто сегодня пришел на наш круглый стол. Мне кажется, что он был чрезвычайно полезен не только для представителей банков и для «Моего района», но и в первую очередь для ваших клиентов и наших читателей.

Мы и работаем с вами в абсолютно разных сферах, но наша встреча показала, что мы делаем общее дело. Вы предоставляете гражданам возможность реализовывать свои желания, а мы помогаем разобраться в море информации, даем советы, как сделать это максимально комфортно, правильно и безболезненно.

Я надеюсь, что эта встреча – не последняя, потому что у вас появляются новые продукты, а у нас – идеи, как правильно информировать о них граждан. До скорых встреч!»

share
print