Истории

Кол от любимого учителя надо заслужить

Учителю математики Константину Калманову из 419-го лицея скоро исполнится 80 лет

Рассказывают, что за свою учительскую жизнь Константин Михайлович Калманов ни разу не был на больничном. Глядя на него, даже не веришь, что очень скоро, в декабре, ему исполнится 80 лет. Но он по-прежнему в учительском «строю», более того, и сегодня является одним из лучших преподавателей математики в Петродворцовом районе.

Константин Михайлович работает в 419-м лицее с углубленным изучением математики и физики. Многие его выпускники затем поступают в Санкт-Петербургский Государственный университет на математико-механический факультет или факультет прикладной математики – процессов управления. Как-то на вступительных экзаменах один из преподавателей, выслушав ответ абитуриента, воскликнул: «Узнаю руку Калманова!»

Когда в 1969 году Константин Калманов пришел работать в 419-ю школу, многих коллег поразил его подход к детям. Лиля Ефимова, бывшая в ту пору директором, вспоминает об одном случае. Приехала в школу строгий инспектор из комитета по образованию и вдруг заявила: пойду на урок к Калманову. «А я-то предвижу, – говорит Лиля Владимировна, – что инспектора он вряд ли будет стесняться, да и как будет воспринята его манера вести занятие? Ведь он даже «колы» в журнал ставит, чего учителя чаще всего не делают».

Действительно, Калманов приступил к занятию как обычно. Работали все очень активно, но вот новую тему учитель объяснить до конца не успел, сказал, что продолжит ее на следующем занятии. Это было недопустимо! Но проверяющая – сама, к слову, математик – была в полном восторге от урока. И потом еще и еще приезжала в Петергоф именно к Калманову. И потом горячо поддержала идею перевода 419-й школы в статус лицея с углубленным изучением математики и физики.

«Главный принцип в его жизни, – говорит педагог Нелли Бурега, – быть, а не казаться». По ее мнению, для Калманова характерной чертой является то, что он старается все делать так, чтобы за ним никому не надо было что-то переделывать. Сколько бы занятий ни провел, как бы ни устал, но обязательно проверит все тетради, подготовится к новым урокам. В школе у него нет второстепенных дел – все главные, считает педагог Наталья Самосюк, исполняющая обязанности директора.

По словам десятиклассницы Кати Семеновой, на уроках у Константина Михайловича никто не зевает от скуки, не смотрит по сторонам: «Самую сложную тему он объясняет так, что все схватываешь на лету. Ну а если кто-то все же не понял – объяснит еще и еще раз, пока не убедится, что тема усвоена. Причем занятия проводит как-то… весело, увлеченно».

А вот шпаргалки на его контрольных лучше не доставать. Их Константин Михайлович почему-то видит сразу, как не маскируйся. Сказала Екатерина и о «колах». Действительно, учитель их ставит, и безжалостно ставит. Но никто из ребят не бежит жаловаться к директору, да и родители не наседают. Многие из них сами когда-то учились у Калманова, так что хорошо его знают. Ученик, говорит учитель математики, имеет право на ошибку, но ошибки надо исправлять. А «кол» – это своего рода стимул к большему усердию.

«Он воспитывает у детей потребность работать над собой, – говорит Нина Шубина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. – И дан же талант человеку – делает это как бы само собой, ненавязчиво. Даже уроки проводит весело».

Ежегодно 19 октября, по установившейся уже традиции, в 419-й устраивается День лицеиста. Торжественно принимают ребят в лицеисты, а бывшие выпускники встречаются в стенах родной школы. И каждый считает своим долгом подойти к Константину Михайловичу поздороваться, поговорить, поделиться новостями. Он и сегодня для многих из них – любимый учитель, не говоря уже о том, что он заслуженный учитель РФ и почетный гражданин Петергофа.

share
print