Истории

Премьер навел порядок в Рунете

Новые правила продажи через интернет защищают права покупателей, но и продавцов не притесняют

В этот вторник вступило в действие одно из первых постановлений, подписанных новым премьером Виктором Зубковым. «Правила продажи товаров дистанционным способом» теперь регулируют работу интернет-магазинов.

До этого постановления создание интернет магазина и интернет-торговля велась в соответствии с «Законом о защите прав потребителей», куда в 2005 году добавили статью о дистанционной продаже. Статья содержала всего пять пунктов и кратко описывала принципы работы интернет-магазинов, почтовой торговли и телешопов.

Новые правила намного шире. Большим плюсом специалисты в этой области назвали определение основных понятий «покупатель», «продавец», «продажа дистанционным способом». «Это полезно тем, что определяет ответственность сторон», – сказали в одном из интернет-магазинов. Теперь следует указывать все свойства товара, способ доставки и вид транспорта, а также предупреждать покупателя о необходимости в услугах по подключению товара.

Правила также запрещают продавать алкоголь в продуктовых интернет-маркетах. Впрочем, по словам руководителя одного из них, этот запрет не отразится на торговле. «Практика продажи алкоголя небольшая. Людям приятней выбирать алкогольные напитки лично, рассматривать этикетку», – сказал он.

Магазины теперь не могут предложить покупателю товар, не указанный в первоначальном списке. Этот пункт вызвал у экспертов сомнение. «Если человек заказал одну модель, к примеру, телевизора, но к моменту исполнения заказа в магазине появляется новая по той же цене, покупатель лишается возможности ее купить», – объяснили в одном из магазинов.

По новым правилам покупатель может отказаться от товара в любое время до его передачи и в течение 7 дней после доставки. Причем в документе не уточняется, касается ли это техники и электроники. Этот пункт не вызвал недоумения у продавцов техники через Интернет. Оказывается, старый закон трактует возврат в отношении техники также.

«По закону о защите прав потребителей любой товар можно вернуть в течение 7 дней. В этой статье нет никаких уточнений по технике. Мы консультировались с ведущими юридическими фирмами, где нам сказали, что закон трактуется в пользу потребителей», – говорит Вячеслав Грищенко, заместитель директора одного из магазинов по продаже бытовой техники.

Другой продавец ноутбуков по Интернету, Дмитрий Аверьянов, уверяет, что никаких принципиальных изменений после ввода правил не возникнет. «Мы работаем примерно по тем же правилам, они описаны у нас на сайте», – сказал он.

В «Центре независимой потребительской экспертизы» уверяют, что обращений от клиентов интернет-магазинов поступает немного. «Жалоб поступает не больше 10 процентов, – говорит юрист центра Владимир Лебедев. – Покупатели сталкиваются либо с отсутствием товара, либо им привозят не то, что заказано, либо их не устраивает качество».

По его мнению, вводить подобные правила неэффективно. «При судебных разбирательствах, касающихся интернет-торговли, затруднено исполнительное производство. Даже если у покупателя на руках будет исполнительный лист с решением в его пользу, привлечь к ответственности интернет-магазин будет очень сложно. Ситуацию изменит только четкий контроль Рунета. Не секрет, что многие в Интернете занимаются бизнесом через третьих лиц», – считает юрист.

share
print